23:30:44
11 апреля 2021 г.

Отказать или помощь оказать?

Можно ли претендовать на получение имущественного налогового вычета при заключении договора мены жилых помещений без доплаты?
Михаил Артемьев

Согласно статье 41 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

К таким доходам относятся, в частности, доходы, получаемые по договору мены.

Отношения сторон по договору мены и договору купли-продажи имеют одинаковую экономическую природу, что подтверждается статьей 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), которой установлено, что к договору мены применяются правила купли-продажи. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который обязуется принять в обмен.

Согласно статье 568 Гражданского кодекса, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

Сумма дохода, полученного по договору мены, определяется исходя из стоимости квартиры, определенной в договоре мены.

При этом налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в сумме, равной стоимости обмениваемой квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей в целом 1 000 000 рублей. При мене квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика три года и более, налоговый вычет предоставляется в сумме, равной стоимости обмениваемой квартиры.

Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса предусмотрено, что при приобретении жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

В обращении указывается, что согласно заключенному договору мена жилых помещений производится без доплаты, то есть расходов по приобретению квартиры налогоплательщик не несет, следовательно, претендовать на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, он не вправе.

Предъявите кадастровый паспорт

Как оформляются кадастровые паспорта на жилые помещения, являющиеся частями квартир?
Борис

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также помещения. При этом видами жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, сведения о которых в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о кадастре вносятся в государственный кадастр недвижимости, являются: квартира, комната.

Сведения о части объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости только в целях определения пределов действия установленного или устанавливаемого ограничения (обременения) прав и при условии, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.

Вместе с тем Закон о кадастре не содержит запрета на описание совокупности смежных помещений (комнат), расположенных в здании, в качестве одного объекта недвижимости (помещения). При этом вновь образуемое (создаваемое) помещение согласно части 7 статьи 27 Закона о кадастре должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании.

Часть квартиры в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса РФ является объектом жилищных прав, а не объектом недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету.

Учитывая вышеизложенное, Форма кадастрового паспорта помещения, утвержденная Приказом Минюста России от 18.02.2008 № 32, может применяться для описания части квартиры, представляющей собой несколько смежных помещений (комнат).

В данном случае, во избежание противоречий в документах, содержащих описание объекта недвижимости, и правоустанавливающих документах на жилое помещение, в строке 1.10 «Примечание» кадастрового паспорта помещения необходимо дополнительно давать информацию о том, что указанное жилое помещение является частью квартиры, а также приводить иную, необходимую для государственной регистрации прав информацию в соответствии с правоустанавливающими документами (например, состав соответствующего жилого помещения – части квартиры).

Льготы – и жене ветерана

Я – инвалид II группы, участник боевых действий в Афганистане, на нас с супругой, проживающей вместе со мной, распространяются льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны – это 50%-ная оплата коммунальных услуг.

Такая социальная поддержка оказывалась нам раньше, а с 1 октября 2005 г. коммунальщики отказали жене в предоставлении льгот по оплате за электроэнергию, с 1 апреля 2006 г. – за пользование отоплением, водопроводом, газом. При этом мне льготный норматив потребления этих услуг был установлен. Кто прав?
Михаил Зелепукин

Так как вы – инвалид II группы, участник боевых действий в Афганистане и приравниваетесь к инвалидам Великой Отечественной войны, то вам должно быть выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах» предоставление инвалидам войны социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) предусмотрено в пределах нормативов потребления этих услуг, установленных органами местного самоуправления.

Ст. 10 названного Закона, действовавшая до внесения в него изменений, устанавливала, что расходы на реализацию прав и льгот по оплате коммунальных услуг возмещались за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» были внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 14–19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами правительства РФ, стали являться расходными обязательствами Российской Федерации.

Однако эти изменения в Законе не повлияли на определение размера мер социальной поддержки, установленной ранее.

Положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, а также льготам по оплате коммунальных услуг, право на которые у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 г. на основании п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.

Однако размер предоставляемой льготы законодателем ранее был определен в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, поэтому предоставление мер социальной поддержки вам и вашей супруге без учета установленных норм потребления не основано на Законе.

Федеральным законом «О ветеранах», действовавшим до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, в ст. 10 было установлено, что расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных данным Федеральным законом по оплате коммунальных услуг, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Также в подп. 9 п. 1 ст. 14 Закона были установлены меры социальной защиты инвалидов в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг, в том числе электрической энергии – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Таким образом, льготы на оплату коммунальных услуг предоставляются с учетом установленных норм потребления этих услуг.

Ответы подготовили М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, А. Маркова, В. Порубиновская

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация