Отказать или помощь оказать?
Можно ли претендовать на получение имущественного налогового вычета при заключении договора мены жилых помещений без доплаты?
Михаил Артемьев
Согласно статье 41 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
К таким доходам относятся, в частности, доходы, получаемые по договору мены.
Отношения сторон по договору мены и договору купли-продажи имеют одинаковую экономическую природу, что подтверждается статьей 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), которой установлено, что к договору мены применяются правила купли-продажи. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который обязуется принять в обмен.
Согласно статье 568 Гражданского кодекса, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
Сумма дохода, полученного по договору мены, определяется исходя из стоимости квартиры, определенной в договоре мены.
При этом налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в сумме, равной стоимости обмениваемой квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей в целом 1 000 000 рублей. При мене квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика три года и более, налоговый вычет предоставляется в сумме, равной стоимости обмениваемой квартиры.
Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса предусмотрено, что при приобретении жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
В обращении указывается, что согласно заключенному договору мена жилых помещений производится без доплаты, то есть расходов по приобретению квартиры налогоплательщик не несет, следовательно, претендовать на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, он не вправе.
Предъявите кадастровый паспорт
Как оформляются кадастровые паспорта на жилые помещения, являющиеся частями квартир?
Борис
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также помещения. При этом видами жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, сведения о которых в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о кадастре вносятся в государственный кадастр недвижимости, являются: квартира, комната.
Сведения о части объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости только в целях определения пределов действия установленного или устанавливаемого ограничения (обременения) прав и при условии, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Вместе с тем Закон о кадастре не содержит запрета на описание совокупности смежных помещений (комнат), расположенных в здании, в качестве одного объекта недвижимости (помещения). При этом вновь образуемое (создаваемое) помещение согласно части 7 статьи 27 Закона о кадастре должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании.
Часть квартиры в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса РФ является объектом жилищных прав, а не объектом недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету.
Учитывая вышеизложенное, Форма кадастрового паспорта помещения, утвержденная Приказом Минюста России от 18.02.2008 № 32, может применяться для описания части квартиры, представляющей собой несколько смежных помещений (комнат).
В данном случае, во избежание противоречий в документах, содержащих описание объекта недвижимости, и правоустанавливающих документах на жилое помещение, в строке 1.10 «Примечание» кадастрового паспорта помещения необходимо дополнительно давать информацию о том, что указанное жилое помещение является частью квартиры, а также приводить иную, необходимую для государственной регистрации прав информацию в соответствии с правоустанавливающими документами (например, состав соответствующего жилого помещения – части квартиры).
Льготы – и жене ветерана
Я – инвалид II группы, участник боевых действий в Афганистане, на нас с супругой, проживающей вместе со мной, распространяются льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны – это 50%-ная оплата коммунальных услуг.
Такая социальная поддержка оказывалась нам раньше, а с 1 октября 2005 г. коммунальщики отказали жене в предоставлении льгот по оплате за электроэнергию, с 1 апреля 2006 г. – за пользование отоплением, водопроводом, газом. При этом мне льготный норматив потребления этих услуг был установлен. Кто прав?
Михаил Зелепукин
Так как вы – инвалид II группы, участник боевых действий в Афганистане и приравниваетесь к инвалидам Великой Отечественной войны, то вам должно быть выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5 «О ветеранах» предоставление инвалидам войны социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) предусмотрено в пределах нормативов потребления этих услуг, установленных органами местного самоуправления.
Ст. 10 названного Закона, действовавшая до внесения в него изменений, устанавливала, что расходы на реализацию прав и льгот по оплате коммунальных услуг возмещались за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» были внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки, установленные ст. ст. 14–19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами правительства РФ, стали являться расходными обязательствами Российской Федерации.
Однако эти изменения в Законе не повлияли на определение размера мер социальной поддержки, установленной ранее.
Положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, а также льготам по оплате коммунальных услуг, право на которые у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 г. на основании п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.
Однако размер предоставляемой льготы законодателем ранее был определен в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, поэтому предоставление мер социальной поддержки вам и вашей супруге без учета установленных норм потребления не основано на Законе.
Федеральным законом «О ветеранах», действовавшим до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, в ст. 10 было установлено, что расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных данным Федеральным законом по оплате коммунальных услуг, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Также в подп. 9 п. 1 ст. 14 Закона были установлены меры социальной защиты инвалидов в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг, в том числе электрической энергии – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Таким образом, льготы на оплату коммунальных услуг предоставляются с учетом установленных норм потребления этих услуг.
Ответы подготовили М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, А. Маркова, В. Порубиновская