23:30:44
11 апреля 2021 г.

О тонкостях регистрации

Жилищное право«Каковы общие требования, предъявляемые законом к процедуре регистрации граждан по месту жительства? В какие сроки должны уложиться работники паспортного стола? Слышал, будто теперь даже определено максимальное время нахождения посетителей в очереди. Так ли это? И еще. Можно ли «выписать» человека, как говорится, в никуда и без его присутствия? Виктор Черных».

Согласен? Распишись!

– Процедура регистрации производится в соответствии с двумя основными документами. Первый – это постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». Второй документ – Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (приложение к приказу ФМС России № 208 от 20.09.2007).

Гражданин, изменивший место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место обращается с заявлением о регистрации по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии – к собственнику жилого помещения.

Гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, обращается с заявлением о регистрации по истечении указанного срока.

Регистрация по месту пребывания в жилые помещения, не являющиеся местом жительства, осуществляется без снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.

Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению:
– с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами в домах государственного, муниципального и специализированного жилищных фондов;
– с собственниками жилых помещений;
– с правлениями жилищных или жилищно-строительных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Подтверждением согласия нанимателя либо собственника помещения на вселение и временное (постоянное) проживание приезжего может служить подпись лица, предоставившего жилое помещение, на заявлении о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 1 к Регламенту). Либо – на заявлении о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 6 к Регламенту).

Проживающие совместно с нанимателем совершеннолетние граждане свое согласие выражают в письменной форме.

Форма №1 и форма №6

Регистрация по месту пребывания в гостиницах, санаториях (домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, турбазах) осуществляется администрацией данных учреждений непосредственно при прибытии граждан.

Заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства (снятии с регистрационного учета) от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, подают их законные представители (родители, опекуны).

Для регистрации по месту пребывания гражданин представляет следующие бумаги:
– документ, удостоверяющий личность;
– заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 1 к Регламенту);
– документ, являющийся основанием для временного проживания по указанному адресу. Это может быть договор найма (поднайма) или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение.
Для регистрации по месту жительства необходимо представить:
– документ, удостоверяющий личность;
– заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 6 к Регламенту);
– документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. Здесь возможны варианты: это может быть заявление лица, предоставившего жилое помещение, договор, свидетельство о госрегистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представить один из перечисленных документов.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия по форме № 7 (приложение № 7 к Регламенту). Этот документ выдается уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

В случае отсутствия (утраты) адресного листка убытия гражданин в письменной форме сообщает о причинах, по которым не может его представить. Отсутствие листка не является основанием для отказа в приеме документов и рассмотрении заявления о регистрации по месту жительства.

Максимум 30 минут

Прием граждан должностными лицами органов регистрационного учета производится в дневное и вечернее время, а также в первую и третью субботу месяца (за исключением праздничных дней). Понедельник после рабочей субботы – выходной день.

Перерыв на обед установлен Регламентом с 13.00 до 13.45, по вторникам и четвергам с 14.00 до 14.45. Однако этот график может изменяться с учетом интересов граждан, а также режима работы должностных лиц, ответственных за регистрацию, временных и климатических условий региона.

Прием граждан ведется с помощью электронной системы управления очередью или по предварительной записи.

Предварительная запись осуществляется при личном обращении граждан, по телефону или с использованием электронной почты. Гражданин сообщает свои данные, кратко излагает суть обращения и указывает желаемое время представления документов. После чего соответствующая информация вносится в книгу записи граждан, которая ведется на бумажных или электронных носителях. Заявителю сообщается время приема документов и номер кабинета, в который следует обратиться.

При личном обращении заявителю выдается талон-подтверждение.

Максимальное время ожидания устанавливается:
– в очереди при первичной подаче документов – 20 минут;
– при подаче документов на регистрацию по предварительной записи – 15 минут;
– при подаче дополнительных (недостающих) документов на регистрацию, запроса на получение информации, получение документов – 10 минут;
– при ожидании в очереди на прием к должностному лицу для получения консультации – 30 минут.

При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан сотрудники ФМС России и территориальных органов, участвующие в предоставлении государственной услуги, информируют обратившихся по интересующим их вопросам.

Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, принявшего телефонный звонок. Максимальное время разговора с учетом возраста обратившегося и восприятия им получаемой информации – пять минут.

Если принявший звонок сотрудник не в состоянии самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок переадресовывается (переводится) на другое должностное лицо. Или же обратившемуся гражданину сообщают телефонный номер, по которому он может получить необходимую информацию.

Гражданина, представившего в подразделения территориальных органов документы для осуществления регистрационного учета, информируют о сроках рассмотрения бумаг, их оформления и возврата. С момента подачи документов на регистрацию гражданин имеет право в часы приема населения обратиться для получения информации о том, на каком этапе исполнения находится дело.

Консультацию можно получить, обратившись лично, по почте, посредством Интернет-сайта, электронной почты или телефона.

Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования, при этом обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации.

Должны управиться за три дня

Срок предоставления государственной услуги при регистрации гражданина по месту пребывания либо по месту жительства составляет три дня со дня поступления документов в орган регистрационного учета.

При снятии с учета по месту жительства или пребывания до окончания заявленного срока пребывания паспортисты должны управиться в течение трех дней с того момента, как поступило заявление, а в гостиницах и иных подобных учреждениях – в день выбытия.

Снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае:
– призыва на военную службу (на основании сообщения военного комиссариата);
– осуждения к лишению свободы (на основании вступившего в законную силу приговора суда);
– признания безвестно отсутствующим (на основании вступившего в законную силу решения суда);
– смерти или объявления решением суда умершим (на основании свидетельства о смерти);
– выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением (на основании вступившего в законную силу решения суда);
– обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации (на основании вступившего в законную силу решения суда).

Ответы подготовили юристы М. Бордукова, М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, Н. Ларин, А. Маркова, И. Павловская, И. Порубиновская

Александр Молохов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация