Есть причины для беспокойства
Не менее весомые аргументы против управляющих компаний привел в выступлении на вышеупомянутой Всероссийской конференции вице-президент Национального жилищного конгресса, заместитель генерального директора ООО «Межрегионгаз» Николай Исаков:
– После введения Жилищного кодекса РФ газоснабжение в многоквартирных домах стало коммунальной услугой. Причем понятие «коммунальная услуга» в этом законе раскрыто путем простого перечисления определенных видов деятельности – электро-, водо- и газоснабжения. По моему мнению, электроэнергия, вода и газ – это коммунальный ресурс, а коммунальная услуга – это вид деятельности. При этом Жилищный кодекс не раскрывает, в чем ее суть.
Для управления многоквартирными домами Жилищный кодекс ввел институт управляющих компаний, на которые помимо прочих возлагаются функции по предоставлению коммунальных услуг и обслуживанию внутридомовых инженерных сетей. Причем управление многоквартирными домами не отнесено к профессиональной деятельности. В большинстве случае управляющая компания не осуществляет переработку ресурса, например, газа в тепло, холодной воды в горячую. Она является перепродавцом наших коммунальных ресурсов. Между потребителем и продавцом газа появился посредник. Более того, он обязателен при таком способе управления.
Газпром в 1996 году создал компанию «Межрегионгаз», в функции которой входит доставка и продажа газа потребителю. За одиннадцать лет работы на рынке компания обеспечила надежность поставок газа и оплату за него. Теперь же между нами и потребителями воздвигли стену – управляющую компанию, которую надо либо обойти, либо искать новые формы работы с учетом этого «препятствия».
Проблема эта вызывает серьезные опасения, которые связаны с безопасностью газоснабжения многоквартирных домов. Именно управляющая компания может сегодня самостоятельно решать, с кем заключать договор на обслуживание внутридомового газового оборудования. Отсутствие четких требований к профессиональной компетентности, к материальной базе и опыту организаций, выполняющих это обслуживание, не может обеспечить, на мой взгляд, безопасность газоснабжения в жилых домах. Увы, каждый год в домах происходят взрывы, страдают люди. 2007 год тоже не обошелся без жертв – Ставрополь, Тольятти, Самара, Москва.
Анализ показывает, что аварийность растет под влиянием двух негативных факторов: отсутствие ответственности собственника внутридомового газового оборудования и слабость государственного регулирования содержания внутридомового газового оборудования. По Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, услуга газоснабжения населению оказывается при наличии у потребителя отвечающих установленным техническим требованиям газопринимающих устройств. Но критериев этих требований не установлено.
Вторая причина для беспокойства – это нарушение прежде успешно действующей системы обеспечения газом населения. Под угрозу ставится газоснабжение, в том числе и добросовестных плательщиков. Угроза эта обусловлена тем, что нет правовой базы, регулирующей деятельность управляющих компаний, в частности, в случае их банкротства. Жилищный кодекс не имеет сегодня нормы, которая гарантировала бы привлечение к управлению многоквартирными домами квалифицированных структур.
Без эффективного механизма защиты прав потребителя от мошенничества недобросовестных компаний существует риск образования новых долгов населения. А ком долгов прежних лет, который мы не разгребли и по сей день (население страны должно за газ около 14 млрд. рублей, около двух млрд. из которых – долги нынешнего года), будет по-прежнему нарастать.
Мы не против управляющих компаний, но они не должны вторгаться в те области, где все сегодня надежно и стабильно работает. Мы специально провели опрос населения в нескольких регионах РФ. Людей спрашивали, кого они сочтут виновными при нарушении безопасности газоснабжения. И знаете, что они ответили? 47 процентов опрошенных обвинят власть, 48 процентов – газовиков, и только пять процентов – управляющую компанию.