23:30:44
11 апреля 2021 г.

Давать слово и слушать

ЖКХЖилищно-коммунальная реформа со скрипом, но сдвигается с места: за последние полгода удалось расчистить ей путь. Впереди – создание равных условий для всех форм и видов управления жилым домом, для чего вводятся единые информационные расчетные центры (ЕИРЦ), планируется открыть персонифицированные счета граждан, разрабатываются мероприятия по развитию самоуправления в жилищной сфере, в первую очередь, – для развития объединений жителей.Все это проводится решениями «сверху». Но делается-то для людей. Люди, ради которых это все затеяно, наблюдают за преобразованиями со стороны. Наш собственник еще себя таковым не осознал и, откровенно говоря, еще не проснулся. О нанимателе умолчим. Получается, что результаты усилий, предпринимаемых властью по преобразованию ЖКХ, мало кого могут обрадовать, потому что жители сами еще не осознали сущности этих преобразований и не стали их активными сторонниками.
Одна из задач реформы – создание рынка жилищно-коммунальных услуг, эффективных методов управления, новых технологий. Поэтому создание жилищных объединений – задача исключительно важная. Ведь коллективный заказчик услуг (объединившиеся жители) станет намного эффективнее, нежели потребитель услуг, «качающий права» в одиночку.
Именно эти общественные объединения могут формировать и корректировать жилищную политику города. Кто кроме них знает, что им мешает работать и каких законов им не хватает?
Некоммерческое партнерство «Управдом» (его полное название – Некоммерческое партнерство жилищных объединений граждан по улучшению и сохранению жилища) существует недолго – всего лишь с мая. Но в нем уже более 300 членов – это ТСЖ и ЖСК (более 250), коммерческие организации, работающие в жилищно-коммунальной сфере, и просто люди, так сказать, «физические лица». Организация сама молодая, а народ, который в ней работает, – тертый и опытный. Об «Управдоме» рассказывает председатель правления, член Координационного совета по самоуправлению в жилищной сфере при правительстве Москвы, член Общественного совета при Московской городской Думе Нелли Лукина.

Мы не сторонники конфликта
Чиновничья масса настолько тяжеловесна, что пробить через нее что-то умное и полезное – просто невозможно. Поэтому очень важно иметь некую опорную точку, с помощью которой можно было бы влиять на принимаемые в городе решения.
Чем отличается «Управдом» от других ассоциаций и союзов? Некоммерческое партнерство дает возможность объединить любые юридические (некоммерческие – ЖСК, ТСЖ и коммерческие организации) и физические лица (собственники, наниматели, арендаторы).
Сегодня одна из главных проблем образования и функционирования ЖСК и ТСЖ – формирование заказчика жилищно-коммунальных услуг и заказчика на услуги управления жилищным фондом. Раньше мы разделяли функции заказчика и подрядчика, а теперь нам надо разделить функции собственника и управления. Согласитесь, что непрофессиональное управление загоняет ситуацию в тупик, банкротит организации, создает конфликты внутри ЖСК и ТСЖ.
Так вот одна из задач «Управдома» – «состыковка» заказчика услуг и коммерческой структуры, которая их предлагает – по управлению, эксплуатации жилищного фонда, ремонта. В какой-то мере мы помогаем оторваться от государства тем, кто хочет это сделать, и пытаемся самостоятельно развивать рынок жилищно-коммунальных услуг.
На мой взгляд, впереди у нас – объединение с малым бизнесом, работающим в этой сфере. Это совершенно необходимый союз. Как сделать, чтобы не стоять с протянутой рукой за дотациями и за субсидиями? Кто научит, где эти деньги заработать? Надо искать точки соприкосновения с теми, кто от власти зависит меньше. Так можно больше друг от друга получить.
Вторая задача. В Москве до 12 процентов жилищного фонда – это старые жилищно-строительные кооперативы 60-х годов. И дома эти не новые (пяти-, девяти-, двенадцатиэтажки), и жители его – далеко не юные. Ситуация там тяжелая.
Как им снова встать на ноги, разобраться в правовой и административной сумятице? Мы пытаемся им помочь обрести себя в форме какого-то объединения, и предлагаем им услуги – бухгалтерские, юридические. У нас создан юридический центр поддержки под руководством Сергея Филимонова, и с помощью этого центра мы провели ряд судебных процессов.
Мы не сторонники конфликтов с властью. Мы за сотрудничество. Очень хотим, чтобы власть нас услышала, поэтому и решили создать мощную, крупную организацию, которую воспринимали бы всерьез, с которой считались бы. И потому наши люди – в Координационном совете при правительстве Москвы по вопросам самоуправления в жилищной сфере, в Общественном совете по жилищной политике в Мосгордуме, в рабочей группе по разработке нормативной документации. Мы, как можем, внедряемся в процесс подготовки документов, пытаемся в нем участвовать, используя наш практический опыт и знания, а вместе с тем и контролировать, чтобы из этих документов не выхолостили саму суть.

Где учат на управдома?
Сегодня очень остро стоит вопрос о создании системы обучения профессионалов жилищно-коммунального хозяйства, системы обмена опытом. Есть поле и для работы с жителями: ведь громадное количество неурядиц возникает из-за неумения общаться с органами власти, из-за незнания путей к информации.
Основная проблема, которую поднимают объединения, связана с нежилыми помещениями. Она очень важна, никто и не спорит. Доход, который могут принести нежилые помещения – важнейшая часть бюджета дома. Однако взоры объединений обращены на нежилые помещения, как на способ получения дохода, потому что других дополнительных источников, необходимых для эксплуатации домов, они не видят, и как находить эти источники, их никто не учит. Но посмотрите – в Москве огромное количество домов, где этих помещений нет. Что же, получается, что там никакие объединения создать невозможно? Упираться лбом в проблему нежилых помещений нельзя. Нужно научиться выживать в разных условиях, и выстраивать отношения со всеми, от кого мы в той или иной степени зависим, иметь возможность эффективно защищать права жителей. Так что на сегодня главный вопрос – вопрос грамотности. И члены такого крупного объединения, как «Управдом», могут многому друг у друга научиться. И вырастить собственных квалифицированных специалистов.
Территориально «Управдом» находится на базе учебно-практического Центра по организации и деятельности жилищных объединений, созданного ТСЖ «Трехпрудный», а руководитель этого Центра – заместитель председателя «Управдома». Кстати, «Трехпрудный» – замечательный пример коммерческой деятельности некоммерческого объединения. Они многое делают своими руками: полностью себя обслуживают, создали целую структуру по управлению жилищным фондом, даже заключают инвестиционные контракты на свое имя.
На базе «Трехпрудного» с участием «Управдома» работает практическая школа обучения председателей объединений жителей. Там проводятся еженедельные трехразовые консультации, и «круглые столы», где обсуждаются важнейшие проблемы объединений. «Управдом» совместно с Управлением городского заказа участвует в проведении ежемесячных семинаров. На них освещаются такие важные темы, как «Техническое обслуживание», «Тарифы и деятельность антимонопольного комитета», «Правила перерегистрации юридических лиц», «Новое в законодательстве», «Новые технологии» и др. Семинары проводятся для всех – не только для «управдомовцев».
А с УГЗ у нас сложились самые добрые отношения: мы очень рады, что сюда пришли работать люди, которые хорошо знают наши беды и заботы. В Управлении городского заказа считают, что сотрудничество с жилищными объединениями очень полезно и им самим, так как именно здесь, в УГЗ, пишутся многие важные документы для нас, и нужно знать, как они будут нами восприняты. И в результате такого сотрудничества «Управдомом» был выпущен первый сборник по судебной практике борьбы с неплательщиками, по претензионной работе, подготовленный юристом центра и руководителем ТСЖ «Трехпрудный», который, надеемся, будет полезен и сотрудникам органов власти. Готовятся к выпуску другие важные практические материалы.

«Сделай за меня!» – это отвратительно
«Управдом» предлагает своих преподавателей институтам, в которых учатся бухгалтеры и управленцы. Вообще наши руководители преподают, где только могут. Мы активно работаем на международных и российских конференциях, на форумах. То есть используем любую площадку для того, чтобы можно было заявить о себе, о своих проблемах, поделиться опытом, научиться самим.
«Управдом» пытается наладить контакт с депутатами городской думы. С Галиной Хованской мы работаем уже восьмой год в Общественном совете по жилищной политике. Сейчас в Думе появилась очень важная комиссия по жилищно-коммунальной реформе, которую возглавляет депутат Владимир Васильев. Мы надеемся на сотрудничество с ним.
А недавно мы стали участниками цикла телепередач ТВЦ, в который за «круглый стол» садятся представители правительства Москвы, эксперты общественных движений и обычные москвичи. Участие в передаче дает возможность для контактов. А для того, чтобы с тобой считались, нужно показать, что ты – грамотен. Самое отвратительное – без конца повторять: «дай нам» и «сделай за нас».
Вообще вы задумывались, в чем причина конфликта между человеком и государством? Государство хочет делать все командным способом, без учета желаний и чаяний людей. В то же время и многие из нас, воспитанные старой системой, хотят все получать на блюдечке, иждивенчество, так сказать, берет верх. Значит, нужно меняться всем и искать компромисс для взаимодействия.
А власть должна понять, что жилищные объединения – не враги, и принятие любого решения без совета с общественностью просто невозможно, потому что эти решения – прежде всего для людей. Наше пожелание к власти: давать чаще слово, и чаще слушать. И всем учиться этой новой науке – развитию самоуправления в жилищной сфере, созданию равных возможностей для деятельности жилищных объединений.
Надо честно признать: специалистов по тем же ТСЖ в управах, можно сказать, и нет. К сожалению, как правило, чиновники в проблему не вовлечены, особенно чиновники управ и префектур, и их стиль управления – исключительно, повторяю, командный.
К нам приезжают за обменом опытом из других регионов и городов – и представители администраций, и руководители жилищных объединений. И, наверное, специалистам префектур и управ районов нашего родного города, которые занимаются этим направлением, тоже стоит пообщаться с «Управдомом». «Управдом» открыт для всех и готов помочь. Если мы хотим, чтобы реформа в городе действительно облегчила людям жизнь, если мы ее проводим не для галочки, а для людей, то мы должны понять: нам никуда друг от друга не деться, мы будем это делать вместе.

Елизавета Сонина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация