23:30:44
11 апреля 2021 г.

Как виртуальность вернуть в реальность

Уютный дом«Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – давно в Итернет»! Так могут сказать и говорят миллионы людей, по долгу службы или из личных побуждений буквально живущие в мировой паутине. Кто же из нас удержится, чтобы не устроить променад по виртуальным магазинам! Этак десяток «обойдешь», себя, конечно, не покажешь, но товар весь увидишь. Потрогать и понюхать не удастся, зато ноги не ноют и туфли не стоптаны. Заказал нужную вещь и спи, отдыхай да гонцов поджидай. Хотя, конечно, дистанционный вид продаж удобен не только нам, честным покупателям, но и мошенникам.

Утром стулья, вечером – деньги!

Но только не наоборот. Как ни странно, многих людей, в том числе образованных и даже следящих за криминальными новостями, до сих пор не смущает слово «предоплата», если вдруг в виртуальном магазине они обнаруживают предмет своих мечтаний, да еще на несколько процентов дешевле, чем при покупке за наличные. Так случилось с Натальей и Сергеем В.: недрогнувшей рукой они перечислили деньги за ноутбук стоимостью полторы тысячи долларов в надежде сэкономить около двух тысяч рублей. Но не тут-то было! Сначала у фирмы не оказалось товара в наличии, затем на требование вернуть деньги было сказано, что их давно уже нет. Препирательства тянулись около года. А когда дело дошло до суда, который обязал мошенников отдать все до копейки и оплатить судебные издержки, коммерсанты просто взяли и закрыли фирму.

По нулям

«Неужели нельзя ничего сделать?» – поинтересовалась я у юриста Московского общества защиты потребителей (МОЗП) Людмилы Трифоновой. «Увы!» – огорчила она, а потом рассказала, как можно было подстраховаться. Оказывается, затевая подобную тяжбу, лучше всего либо до начала слушания, либо сразу после вынесенного решения ходатайствовать о наложении ареста на счета ответчика. Но и этот вариант, добавила она, проходит не всегда. На счетах мошенников обычно лежат только нули, а уставной капитал, который в случае банкротства должен пойти на погашение долгов, составляет не более 10 тысяч рублей.
Подобный казус может случиться и при наличном расчете. Например, многие виртуальные мебельные ателье, облегчая жизнь клиентам, предлагают отдать предоплату (около 80 процентов) мастеру-замерщику, который приезжает к вам на дом с альбомом подозрительно непрофессиональных фотографий якобы своих работ и образцами материалов. При этом далеко не каждый мастер-посредник рвется предъявить нотариальную доверенность от фирмы на получение денег.

Подбросьте дров в законотворческий котел

Но если на грабли предоплаты наступает далеко не каждый – к счастью, «совковая» доверчивость постепенно сменяется здоровой настороженностью, – то от всех остальных сюрпризов, кроящихся в дистанционном способе продаж, увы, никто не застрахован. Причем, речь идет не только об Интернет-магазинах, но и о всевозможных телемагазинах, заказах по каталогам, телефонным продажам и даже всевозможных листовках в ящиках и электронно-факсовом СПАМе. Количество жалоб в МОЗП на нарушение сроков, несоответствие доставленного товара образцам, проблемы с возвратом растут прямо пропорционально объему увеличивающихся со скоростью снежного кома дистанционных продаж. Конечно, удается многим помочь добиться правды, но действующие законы «О защите прав потребителя» и «О рекламе», на которые опираются сегодня юристы, уже требуют новых дополнений, отвечающих реалиям жизни. Кстати, вы можете внести свою лепту в законотворчество, если примете участие в обсуждении проекта документа, готовящегося сейчас в правительстве под названием «Правила продажи товаров дистанционным способом», зайдя на форум МОЗП (www.mozp.org). Здесь же найдете текст проекта. Кое-кто из юридически подкованных читателей наверняка вспомнит: 1 января 2005 года закон «О защите прав потребителей» уже был дополнен статьей 26 на эту тему. Неужели она спустя год нуждается в дополнении и уточнении? Этот вопрос мы и задали Людмиле Трифоновой. И вот что удалось выяснить.

Эксклюзив не возвращать

В упомянутой статье, включающей всего пять пунктов, лишь был намечен основной регламент взаимоотношений «виртуального» продавца с покупателем. Таким образом, было закреплено право последнего в течение трех месяцев отказаться от товара ненадлежащего качества, если продавец не потрудился в письменной форме предоставить всю информацию о его свойствах, а также порядке и сроках возврата. Если продавцом правила не были нарушены, покупателю «на диване» время на раздумывание – возвращать или оставить – по сравнению с общепринятыми двумя неделями сократили до семи дней. Но если передумаете, не надейтесь получить деньги сполна. За доставку товара обратно в магазин вам придется заплатить. Ну, а в том случае, когда товар изготовили специально для вас, например, шкафчик, заказанный по индивидуальным размерам, отказаться от него без веской причины вы уже не вправе. Вот, собственно, и все, чем был дополнен закон.
Но, согласитесь, жизнь куда богаче на ситуации.

На закон надейся, а сам не плошай

Когда «Правила дистанционных продаж» вступят в силу, пока сказать трудно. А купля-продажа не ждет и находится в самом разгаре. Как обезопасить себя от мошенников?
Можно потребовать у курьера не только чек, но копии регистрационных документов фирмы. Однако не факт, что эта фирма вообще существует, или что именно ее представитель находится у вас в гостях. Проверка – дело муторное и накладное. Если возникли какие-то подозрения, сначала обратите внимание на ИНН. Первые две цифры укажут на регион, в котором зарегистрирован продавец, далее идет номер налоговой инспекции, куда данная контора перечисляет налоги. ИНН московских предпринимателей начинается с числа 77, подмосковных с 50. Если вы не хотите выяснять отношения с продавцом, зарегистрированном в Магадане, лучше всего иметь дело «со своими». Можно позвонить прямо в налоговую инспекцию и справиться, жива ли данная фирма. А можно поехать и взять выписку из реестра, правда, не бесплатно. Понятно, что вряд ли кто из покупателей пойдет на столь дотошное расследование.
Тогда хотя бы потрудитесь сверить печать и название фирмы на чеке с данными, указанными в копии свидетельства. Очень часто последнее оказывается выдано на ИП «Красная шапочка», а в накладной фигурирует «ООО «Серый волк».
Пожалуй, надежнее всего приобретать нужный товар в давно известных и зарекомендовавших себя с хорошей стороны Интернет-магазинах. Отзывы о них можно найти в том же Интернете (разумеется, на других сайтах). Можно попробовать довериться виртуальным продавцам, у которых к тому же есть демонстрационный зал, где тоже можно приобрести выставленные на сайте товары. Во всяком случае, у вас будет возможность в случае недоразумения приехать и утрясти все вопросы с живыми людьми, а не выслушивать по телефону бесстрастный автоответчик.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация