Алексей Кожевников: «У строителей должно быть свое лобби»
Из-под пера законодателей то и дело выходят законы, которые осложняют жизнь строительной отрасли. Рикошетом эти сложности поражают и клиентуру строителей – покупателей жилья, участников жилищных государственных программ. Как защитить интересы и тех, и других? На эту тему мы беседуем с председателем комиссии по девелопменту и строительству общероссийской общественной организации «Опора России» Алексеем Кожевниковым.– Алексей, расскажите об общественной организации, в которой вы работаете.
– Организация «Опора России» создана для поддержки малого и среднего предпринимательства. Недавно ей исполнилось три года. Организация объединяет более 280 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. На сегодня «Опора России» представлена в 75 регионах страны. Главная ее задача – защита бизнеса от произвола чиновников по всем отраслям и развитие малого предпринимательства в стране. И хотя власть – это те же чиновники, но она в нас увидела экспертов и опору. Мы завоевали ее доверие тем, что не огульно критикуем власть, а вместе ищем конструктивные решения тех задач, которые стоят перед страной. Без совместного диалога развития быть не может.
– Не так давно в вашей организации создана комиссия по девелопменту и строительству. Не для защиты ли обманутых дольщиков?
– Комиссия будет защищать строительную отрасль, помогать небольшим девелоперским фирмам в борьбе с монополиями, служить неким строительным лобби, которое до сих пор отсутствовало, особенно это касается малого и среднего бизнеса. Потому и такие несуразные законы порой принимают депутаты. Да и чиновники должны знать, что их действия находятся под присмотром общественности. И то, что строители стали объединяться (не так давно возникла Ассоциация строителей России) – это большой плюс. Естественно, и проблемы обманутых дольщиков будут в центре ее внимания.
– Каковы основные задачи комиссии?
– Вопросов много, но главным будет работа с проектом «Доступное жилье». Он показал, что этой отраслью необходимо заниматься по-настоящему. Строительный рынок до этого жил сам по себе. Но президент и правительство поставили перед строителями задачи, которые можно выполнить только тогда, когда действуют соответствующие законы.
– И не такие, как пресловутый закон об участии в долевом строительстве под номером 214.
– Его надо приводить в нормальное рабочее состояние, и это будет одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Сегодня этот закон не только не работает, но еще и тормозит строительство, увеличивает в разы количество недостроя по всей России.
– Что в законе больше всего не устраивает застройщиков?
– Закон поставил все с ног на голову и толком не защитил ни дольщика, ни инвестора. Положение потребителя (дольщика) только ухудшилось: сократился рынок новых предложений по жилью, что привело к повышению цен на первичном и на вторичном рынке недвижимости.
Российский строительный комплекс требует комплексного подхода. А мера в виде 214-го закона не решила ни одной из остро стоящих проблем, а именно – привлечения «длинных» денег, определения четких правил по получению земли, сокращения процедуры получения разрешений на строительство, подключения к коммуникациям и т. д.
– Видимо, нужно решать и вопрос кредитования предприятий, работающих на рынке жилищного строительства или собирающихся выйти на него.
– Безусловно. Малые и средние предприятия не располагают большим объемом свободных собственных средств, они зачастую вынуждены отказываться от участия в жилищном строительстве, потому что первый этап этого процесса для них просто не по карману. В результате закон, который был направлен на усиление защиты прав граждан – участников долевого строительства, а также создание условий для активизации рынка доступного жилья, фактически убирает с этого сегмента рынка малые и средние компании. А ведь именно они в основном работают в регионах, создавая здоровую конкурентную среду на рынке нового жилищного строительства.
Например, в Новосибирске 1/3 рынка до введения закона № 214 принадлежала малым и средним строительным компаниям, а 2/3 было в руках крупных местных компаний. Сегодня ситуация меняется: крупные федеральные компании приходят в регион и, оказывая финансовую поддержку местным компаниям, начинают диктовать свои правила игры, что приводит к росту цен на недвижимость.
– Одним законом кардинально ситуацию не изменишь.
– Поэтому надо говорить не только о законе № 214, а о целом комплексе мер, которые будут способны стимулировать отрасль и снизить затраты на себестоимость строительства и, как следствие, на готовую продукцию. Это можно сделать лишь при четко работающем законодательстве. Цена квадратного метра не упадет никогда, если на рынке не будет здоровой конкуренции, и законодательно не будут защищены ни дольщики, ни инвесторы. Но еще не надо забывать о Градостроительном кодексе, Земельном и о системе «одного окна». Одним словом, необходим комплексный подход с понятными для всех правилами.
– Какими правилами, поясните.
– Например, нужно сократить сроки получения разрешений на строительство. Наша комиссия совместно с Минэкономразвития передала в правительство РФ свои предложения.
Необходимо привлечь в эту отрасль банковские и иные финансовые институты, внедрить систему страхования рисков дольщиков и застройщиков с привлечением крупных страховых компаний. Решить проблему демонополизации рынка по всей цепочке бизнеса от непосредственных застройщиков до поставщиков стройматериалов. Это может способствовать развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, в том числе, и в тех городах, где не развито или пришло в упадок крупное промышленное производство. Без конкуренции на рынке жилья невозможно достичь гармоничного соотношения спроса и предложения. Без такого соотношения жилье будет еще долгое время оставаться не по карману большинству россиян.
– Еще чем вы озабочены?
– Подключением объекта к инфраструктуре (электроэнергия, газ и тепло). Например, плата за подключение к электросетям составляет порядка 1 000 евро за киловатт. На дом нужно 1 – 1,5 тысячи кВт. Значит, девелопер должен заплатить РАО «ЕЭС» 1 – 1,5 млн. евро. Это же будет включено в стоимость квадратного метра. Мы обратились с письмом к генпрокурору РФ Устинову и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Создана комиссия, куда входят и представители РАО. Цель – определить методику расчета присоединения к сетям любого. Сегодня ведь каждое подразделение РАО выставляет сумму, какую хочет.
– Оплата за подключение оговаривается до того, как начато строительство объекта?
– Нет, после утверждения первой стадии проекта строительства. До начала вхождения в проект девелопер не может получить данные о наличии или отсутствии технической возможности подключения к инженерным сетям.
– Недавно прочитал, что построенный где-то в Подмосковье дом не заселяют, так как не могут подключить к нему электроэнергию. Как такое произошло?
– Порой инвесторы полагают, что, получив технические условия, они автоматически получат подключение. Но это сегодня не так. Необходимо еще получить и разрешение на мощность, а это и есть 1 000 евро за киловатт.
Мы занимаемся этим вопросом полгода. Уже есть положительные сдвиги: совсем недавно правительством принято постановление № 83 от 13 февраля 2006 года, в котором говорится о том, что сегодня нельзя выставлять на торги участок земли без сформированных технических условий к инженерным сетям.
– Ваша комиссия будет заниматься ипотекой?
– Мы хотим запустить специальную программу. Суть ее вкратце такова. Муниципалитет определяет, сколько очередников у него готово приобрести жилье по ипотеке. Затем под него формируется банковский пул. Город отдает площадку, банк – деньги, а застройщик возводит дом.
– А если еще поможет местная администрация, то и небогатая часть населения сможет в ней участвовать. Но вот стоимость квадратного метра растет так, что за ней никак не могут угнаться даже те, кто имеет приличные заработки.
– Повышается стоимость жилья во многом потому, что растут аппетиты местных чиновников. В нашем предложении, которое мы внесли в правительство, содержится пункт о типовом инвестиционном контракте, где будет прописана ответственность всех сторон, в том числе и местной власти.
– Принятые законы пока этому не способствуют?
– К сожалению, нет. К примеру, по новому Градостроительному кодексу невозможно работать, потому что никто старые подзаконные акты не отменял. Получилось, что число согласований возросло, а не уменьшилось. Государство должно выработать правила игры, которые не должны каждые год или два меняться. Бизнес также должен участвовать в подготовке этих правил, ведь мы работаем «в поле». Это взаимодействие не должно прерываться. Иначе – хаос, «потемкинские деревни», разоренный бизнес и обманутые дольщики.
Алексей Кожевников родился в 1974 году в г. Новомосковске Тульской области.
Окончил международный факультет информатики Московского института радиотехники, электроники и информатики (МИРЭА). С 1997 года работал в области PR в крупных российских компаниях. С 2004 года является вице-президентом группы компаний «ВМП Корп.», в которую входит девелоперская компания «Новая Площадь». Член президиума общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Председатель комиссии по девелопменту и строительству «Опоры России».