21:40:56
25 июля 2024 г.

Михаил Москвин-Тарханов: «Мансарда — это тумбочка, из которой достают деньги»

Проект делового центра «Москва-Сити» впечатляет масштабами. Однако эта стройка по-прежнему не выходит из земли. Не потому ли репортеры успели забыть о ней? Мы же поинтересовались — почему? А также попросили рассказать о других насущных проблемах строителей депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, чья деятельность связана с перспективным развитием и градостроительством столицы.— Уже прошел не один год, как маршрутные таблички столичного общественного транспорта обогатились названием новой остановки — «Москва-Сити». Но по-прежнему, выйдя на ней, видишь лишь огромный котлован, и складывается впечатление, что стройка никак не может преодолеть «нулевой цикл».
— Предвижу, что люди непосвященные по завершении стройки так и скажут: десять лет раскачивались, чтобы за два года осуществить проект. Они судят о темпах работы, наблюдая за тем, как поднимаются стены зданий. Но в проекте делового центра «Москва-Сити» наземная его часть — наиболее легкая для строителей. И действительно, здания здесь вырастут всего за несколько лет. А пока колоссальный объем работ, выполняемых в котловане, для стороннего взгляда остается незамеченным. Однако там, под землей, прокладываются гигантские коммуникации. В подземных гаражах поместится огромное количество машин. Там же разместилась уже почти построенная (совместно с «Газпромом») электростанция, которая будет обслуживать новый центр. Самый большой магазин Европы появится именно здесь: его площадь составит 1,5 километра в длину и 400 метров в ширину (такую же площадь занимает улица Новый Арбат). В нем можно будет купить любой товар. Разумеется, будут магазины и на поверхности.
Новый центр рассчитан на неограниченный поток посетителей. Поэтому к нему подведено Третье транспортное кольцо, предстоит подвести четыре ветки метро. Чтобы судить о масштабах строительства, достаточно напомнить, что «Москва-Сити» по своему размаху превосходит все подобные деловые центры, которые существуют в Европе.
— Мы вновь оказались впереди, пусть и не планеты, но — Европы всей. А кроме престижности, есть ли серьезная необходимость в строительстве подобного центра в Москве?
— «Москва-Сити» — не только дань ХХI веку, стремящемуся сфокусировать в едином центре всю деловую активность крупного города. Во всем мире она «распирает» старые кварталы, подчиняя себе их устоявшийся стиль жизни, изменяя их и изнутри, и внешне. Так вот, ради сохранения всего своеобразия старых центров и возводятся новые, деловые — как то было в Лондоне, Лос-Анджелесе, Париже.
— Но не случится так, что «Москва-Сити» станет своего рода резервацией для деловых людей? По крайней мере, тот, кто бродил по знаменитому «Дефансу» в Париже в конце рабочего дня, мог наблюдать, какое количество клерков заполняет его тротуары, чуть ли не растворяя в своих рядах небрежно экипированных туристов.
— «Дефанс», да и некоторые другие деловые центры за рубежом, ошибочно размещаются на значительном расстоянии от обжитых кварталов. У нас это не произойдет: «Москва-Сити» всего в 4 километрах от Кремля и будет плавно смыкаться со старым центром в районе Дома правительства Российской Федерации.
— Кстати, правительство Москвы тоже переедет на Пресню?
— И правительство, и Московская городская Дума разместятся в новых зданиях. Об их архитектурной ценности можно заранее судить хотя бы по тому, что они будут строиться по лучшим проектам, отобранным после проведения международного конкурса, в котором участвовали крупнейшие зодчие из Англии, Франции, Германии, Болгарии, Израиля. Уровень работ был настолько высок, что проекты, не занявшие первые места, решено использовать для строительства в других столичных районах.
— «Москва-Сити» — это не только новые здания московского правительства и городской Думы, но и совершенно новые улицы. Стало модным говорить: как назовешь новорожденного, так он и жить будет. А задумывались ли отцы города, как будут называться «новорожденные» улицы?
— Как ни удивительно, но этот вопрос всегда у нас серьезно стоял. Еще Гиляровский возмущался, что в нашем городе существовали Свининские тупики. Радеющие за старину готовы и сегодня подарить улицам подобные неблагозвучные названия. Их «историзм», более свидетельствующий о зашоренности, в пору перестройки привел к тому, что московские улицы лишились многих достойных имен, зато вернулись Малые и Большие Кисловские переулки, воскресший Дмитровский переулок стал соседствовать с улицей Большая Дмитровка, а та, в свою очередь — с Малой Дмитровкой. А через расстояние перекликается с ними Дмитровское шоссе. Немудрено и запутаться в них. Да и, кроме тоски, такое однообразие иных эмоций не вызывает. У меня же возникла мысль вернуть городу отринутые в перестроечной горячке славные имена Герцена, Огарева, Белинского, Грановского, Адама Мицкевича и некоторые другие, назвав ими улицы делового центра. Тем более что на месте новых магистралей почти ничего, кроме заводов, не было. Но и сегодня слышны возражения тех, кто помнит, что здесь когда-то были прудики, болото, к чему бы и следовало привязать новые названия.
— Не исключено, что предоставляется последняя возможность разом восстановить уличные таблички с замечательными именами, украсившими как отечественную, так и мировую историю. Ведь Москва все более свертывает застройку микрорайонов и переходит к застройке «точечной», а то и вовсе былой размах сводит к «омолаживанию» старого жилищного фонда. Как эта новая стратегия будет выглядеть на практике?
— Наступило время подумать о массовом капитальном ремонте износившихся зданий. Но обнаружилось, что строительный комплекс Москвы, привыкший работать масштабно, не очень готов к «ювелирной» работе. Ему предстоит за короткий срок освоить капитальный ремонт, выполняемый, в зависимости от обстоятельств, по разным технологическим схемам: один дом можно будет обновить, воспользовавшись временным переселением жильцов, другой — с их полным отселением, а третий — в течение лета, когда жильцам легче «без отрыва» от своей квартиры перенести неудобства, связанные с такими работами.
Особый разговор должен идти о так называемых «сталинских» домах. Это, пожалуй, самые тяжелые здания среди всех других известных серий домов, когда-либо возводимых в Москве. Они строились с восьмикратным, а то и десятикратным превышением запаса прочности, и сегодня смотрятся «весомо» и внушительно на улице Тверской, на проспекте Мира, на шоссе Энтузиастов. Эти дома до сих пор считаются престижными и пользуются спросом у риэлторов. В них хотя и не самая удобная планировка, зато квартирная площадь огромная. Но старожилам, которые здесь прописаны, хорошо известны их недостатки. Крыша в них то и дело где-нибудь протекает, влага проникает в перекрытия. Другое слабое их место — электропроводка. Ее изоляция уже превратилась в труху, и если сквозь сухую штукатурку, в которую она замурована, просочится влага, то недалеко и до пожара. Но самый характерный недостаток этих престижных домов как раз и спровоцирован их многократным запасом прочности.
Причина в том, что Москва постоянно подтопляется. Но происходит это отнюдь не из-за неблагоприятных гидрогеологических условий. Попросту река Волга, которую закачивают в водопроводные трубы, частично впадает не в Каспийское море, а в коммуникационные траншеи и насыщает собою московские грунты. Объясняется эта географическая аномалия тем, что в бывшем образцовом коммунистическом городе трубы не перекладывались в течение тридцати лет.
Когда их теперь извлекают из земли, то нередко обнаруживают бесформенную археологическую достопримечательность. Следует ли удивляться, что в центре города уровень грунтовых вод ежегодно поднимается в среднем на 18 сантиметров. Если и дальше так пойдет, то через десять лет, копнув газон в родном московском дворе, можно будет увидеть выступившую лужицу. Известно, что до революции водоносный слой в Москве находился на шестиметровой глубине, теперь же его отделяет от поверхности всего полтора метра. Происходит вымывание грунта из-под фундамента, и наши престижные дома давят на грунт с огромной силой, в результате чего тот не выдерживает гигантской тяжести, что ведет к подвижке здания. А дальше возникают трещины в фундаменте и все, что с этим связано. Нередко подвижка провоцируется и ведущейся рядом стройкой. Но та лишь ускоряет процесс, который и без того был бы неминуем.
Положение усугубляется тем, что речь идет не о частном случае, а о бедственном явлении, которое необходимо предотвратить. Насколько это возможно ныне, когда городской бюджет, 60 процентов которого уходит в федеральную казну, трещит по швам? Реальный выход из безденежья мне видится в том, что жители таких домов могут получить средства на ремонт, согласившись построить над ними еще один облегченный этаж — мансарду. Это, конечно, допустимо в том случае, если дом не представляет исторической ценности и от подобной операции ничуть не пострадает его архитектурный облик. А таких «утюгов» среди «сталинских» домов немало. С появлением мансарды, во-первых, перестает подтекать крыша. А на средства, полученные от инвестора, который становится владельцем дополнительного этажа, можно не только сменить всю прогнившую электропроводку, но и — закачать под оседающий фундамент жидкое стекло. И живите в своем доме, чья тяжеловесная конструкция сравнима лишь со средневековым замком, еще 300 лет. Но позаботиться о нем нужно уже теперь, не дожидаясь катастрофы.
— Помнится, Франсуа Мансар использовал легкую надстройку над зданием, чтобы обойти закон, ограничивающий этажность парижских домов.
— Мы же хотим использовать мансарду как тумбочку, из которой достают деньги.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился в 1953 году. Окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации. Получил специальности микробиолога и юриста. Работал в научно-исследовательских институтах, был главным специалистом Института развития Москвы. Третий раз избран депутатом столичного парламента. Является сопредседателем совместной комиссии городской Думы и правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства столицы.

Эмилий Архитектор

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация