23:30:44
11 апреля 2021 г.

Нужно многое изменить

Итак, реформа ЖКХ, о необходимости которой так долго и неубедительно говорили населению, с 1 января заявлена в Москве. Город заполнили рекламные перетяжки с восклицательными лозунгами. Их мажорная тональность тонет в общем потоке разноголосых публикаций, авторы которых в основном высказывают собственные соображения. Ну а на самом-то деле что нас ждет? С этого вопроса и начался наш разговор с начальником Управления городского заказа Владимиром Стрельбицким.Владимир СТРЕЛЬБИЦКИЙ:
Нужно многое изменить
в первую очередь – в нашем сознании
– Владимир Петрович, разговоры о том, что эксплуатацию жилья придется оплачивать полностью, ведутся не первый год. Вместе с тем многое остается неясным, и информационный вакуум пока заполнен слухами. Складывается впечатление, будто и у самих реформаторов нет ни единства во взглядах, ни четкого понимания перспектив. Да и Герман Греф на заседании правительства Москвы при обсуждении этого вопроса говорил о неготовности в свое время северной столицы (Петербурга) к реформированию жилищно-коммунальной отрасли…
– Да, но Герман Оскарович говорил и другое: необходимо ликвидировать перекошенную модель экономических отношений в жилищно-коммунальной отрасли. Ведь что происходит сейчас? Как ни парадоксально, но пока бедные платят за богатых. Очень показательный пример – жилье, содержание которого, в том числе и состоятельных граждан, дотируется из бюджета. Разве это справедливо?
Согласен, объективной информации в прессе маловато, так помогайте, давайте сотрудничать. Что касается готовности к проведению реформы, то экономически у Москвы есть все возможности, чтобы успешно реализовать предлагаемую модель хозяйствования. Причем абсолютно неправильно утверждение, будто мы с 1 января «вдруг» стали реформаторами. Новые ставки – это лишь одно из звеньев, хотя и очень важное, тех экономических отношений, которые начали складываться в Москве с 1992 года.
– Иными словами, реформа в столице проводится уже 10 лет?
– Для первого этапа слово реформа, конечно, громко сказано, но уже в то время было сделано очень много. Тогда произошло разделение функций заказчика и подрядчика по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства, введен конкурсный отбор подрядных организаций на выполнение этих работ.
– И что это дало? Привычные жилищно-эксплуатационные конторы поменяли название и стали районными управлениями с тем же штатом ленивых сантехников.
– Это позволило, хотя и не сразу, создать рынок подрядных организаций и развить конкуренцию в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда. Сегодня все 479 таких организаций работают по результатам проведенных конкурсов. Начиная с 1994 года в Москве ведется работа по изменению системы расчетов с потребителями за жилищно-коммунальные услуги, вводятся в действие и совершенствуются экономические и правовые механизмы. Отношения между службами заказчика и подрядными организациями, а также с организациями-поставщиками ресурсов строятся исключительно на договорной основе. Введено регулирование цен и тарифов на услуги и работы.
– Хотелось бы про тарифы поговорить предметно. Вот уже который год они, как в известной песне, несутся аллюром, так что москвичи не успевают к ним привыкнуть. Получается, что такая «игра в догонялки» за ценами – и есть прообраз той реформы ЖКХ, которую сегодня предлагают населению?
– Платежи за жилищно-коммунальные услуги в Москве постепенно повышаются с 1994 года. Введенные тогда повышенные ставки оплаты за воду, газ, электроэнергию были дифференцированы по видам жилья, чего прежде не было – все москвичи платили одинаково. В ставках учтены такие факторы, как место расположения дома, наличие лифта, мусоропровода, техническое состояние строения и т. д.
С 1 марта 1999 года введен порядок, при котором платежи за жилищные услуги и отопление за площадь, занимаемую в пределах социальных норм плюс 7 квадратных метров на каждого проживающего, начисляются по ставкам, установленным с учетом бюджетных субсидий. А платежи за жилищные услуги и отопление за площадь квартиры, превышающую эти нормы, взимаются уже по повышенным ставкам.
Москвичи, имеющие более одной квартиры, оплачивают услуги по техническому обслуживанию второго (третьего и т. д.) жилья и отопления по их фактической стоимости. Это же касается юридических лиц – собственников жилых помещений. Кстати сказать, общая площадь таких помещений в Москве превышает 11,5 млн. кв.м.
– Исходя из каких расчетов установлена оплата 23 рубля за метр жилой площади?
– Стоимость жилищно-коммунальных услуг в столице по плану финансирования на 2002 год составляет 23 рубля в месяц за квадратный метр без капитального ремонта. Одновременно с повышением ставок оплаты за жилищно-коммунальные услуги введена адресная финансовая поддержка семей с низким доходом в виде субсидий на их оплату.
– Нетрудно подсчитать, что количество семей, претендующих на дотацию со стороны государства, резко возрастет. Выдержит ли городская казна?
– Субсидия и дотация – это совершенно разные вещи. Основной принцип жилищной реформы состоит в следующем. Нужно провести поэтапный переход от дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства и высокодоходной части населения к адресной социальной поддержке семей с низкими доходами. Они должны получать адресные субсидии.
На первом этапе предусмотрено введение заявительного принципа. Семьи, имеющие доход более 8500 рублей в месяц на каждого члена семьи, будут вносить плату за услуги ЖКХ исходя из их плановой стоимости.
Семьи, у которых доход ниже установленного предела, будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги по ставкам с учетом бюджетных субсидий и на условиях, утвержденных правительством Москвы. Если расходы московской семьи на оплату за жилищно-коммунальные услуги и площадь, занимаемую в пределах социальной нормы и нормативов потребления коммунальных услуг, превысят 13 процентов от совокупного дохода, то она будет иметь право на получение жилищной субсидии.
– Надеюсь, справедливый принцип обоснованности тарифов будет применен не только к населению?
– Безусловно, это в полной мере распространяется и на обслуживающие организации. Зачем поддерживать убыточные предприятия, если многим из них просто выгодно считаться таковыми: и поддержка государства обеспечена, и спроса никакого, а значит, и стимулов работать лучше у такой организации никогда не появится.
Начиная с 1994 года в Москве также утвержден порядок, предусматривающий снижение населению платежей за некачественные жилищно-коммунальные услуги. В прошлом году Мосжилинспекция проверила 276 организаций, в том числе в 108 службах заказчика и 168 подрядных организациях по эксплуатации жилищного фонда, и выявила 669 случаев некачественного выполнения договорных обязательств.
– Наверное, реформировать нужно не только систему оплаты за предоставляемые коммунальные услуги…
– Надо менять принцип взаимоотношений между потребителями и поставщиками услуг. Нам очень многое предстоит изменить. И в первую очередь в нашем сознании. Сами жильцы должны быть заинтересованы в грамотном, хозяйском, экономически целесообразном управлении своим домом.
Создание товариществ собственников жилья – эффективный путь формирования таких взаимоотношений. Сегодня в Москве создано 542 ТСЖ. Конечно, проблем у них немало, но есть и право выбирать, кому доверить содержание своего дома и требовать, чтобы его обслужили не «наполовинку», как это зачастую бывает, а в полной мере. Тогда и с ресурсоснабжающими организациями можно расплачиваться не по усредненным показателям, «раскиданным» на всех жильцов, а в строгом соответствии с расходами воды, тепла и т. д.
Сегодня в Москве установлено 5742 прибора учета тепла и 11218 учета воды на ЦТП, 3252 прибора учета тепла и 11037 воды в домах.
– И все-таки я не совсем поняла формулировку «добровольно-заявительный» принцип оплаты за услуги ЖКХ.
– Даже маленькие дети знают, что все стоит денег. Наверняка ваш ребенок при виде красивой игрушки в магазине не говорит вам: «Мама, дай мне эту машину», а просит: «Купи, пожалуйста». Вы сами выбираете ставку оплаты. Уверен, эти меры не ударят по карману малоимущих москвичей, но приучат всех нас быть экономнее и бережливее.

О нашем собеседнике:
Владимир Петрович Стрельбицкий начал работать еще в 15-летнем возрасте штукатуром в Главмособлстрое.
В 1972 году окончил факультет промышленного и гражданского строительства Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева. Занимал должность первого заместителя начальника Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли правительства Москвы. В апреле 2001 года назначен начальником Управления городского заказа правительства Москвы.
Почетный строитель России. Заслуженный строитель Российской Федерации. Кандидат технических наук.

Татьяна Данилина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация