23:30:44
11 апреля 2021 г.

Владимир Васильев: «За реформами прежде всего стоят люди»

Депутат Владимир Васильев пятнадцать лет отработал директором школы-интерната № 45. В перестроечные годы он познал сполна, что значит руководить сложным хозяйством. Тогда и изучил досконально системы его жизнеобеспечения, решая трудные жилищно-коммунальные проблемы.В Думе, занимаясь проблемами городского хозяйства, социальной политики, он понял, как тесно переплетаются друг с другом социальные и хозяйственные вопросы. С этого и началась наша беседа с председателем Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и коммунальной реформе Владимиром Васильевым.
– Проблемы социальной политики перемещаются сейчас в жилищно-коммунальную сферу. Когда мы говорим о реформе, то не надо забывать о том, что за решением технических вопросов, обновлением машин и оборудования, за всеми реформами прежде всего стоят люди, в большинстве своем социально незащищенные граждане, пенсионеры, инвалиды. Важно не просто рассуждать о том, что реформа необходима. Информация должна быть точной. А заявления типа: «платите 100 процентов за коммунальные услуги, тогда у нас все наладится» по меньшей мере смешны.
– Кстати, вы, как законопослушный гражданин, готовы к 100-процентной оплате?
– Я готов оплачивать коммунальные услуги полностью. Но моя семья не попадает в категорию, установленную для 100-процентной оплаты. У нас нет такого дохода. А дом, в котором мы живем, кооперативный и плата за услуги там несколько выше, чем в муниципальном. И порядок тоже выше. Я считаю, что кооперативные дома – наиболее жизнеспособная форма домоуправления и содержания жилищного фонда.
– Может быть, эту форму надо просто усовершенствовать и получится то же ТСЖ?
– Возможно. Ведь не случайно жильцы кооперативных домов не идут на создание у себя других форм собственности.
– Владимир Алексеевич, вы уже высказывались против шоковой терапии, то есть резкого повышения цен на коммунальные услуги. Ответьте, пожалуйста, почему этот путь неприемлем?
– Сильнее обострятся социальные проблемы, появится еще больше бомжей и беспризорников. Может даже произойти социальный взрыв. Реформа подразумевает совокупность одновременных действий. Если повышать плату за жилье, то надо одновременно улучшать качество предоставляемых услуг. Свет, вода и тепло у всех, конечно, есть. А обслуживание и ремонт соответствуют тем затратам, которые мы с вами отдаем на эти нужды.
Реформа должна коснуться и строительной отрасли. Допустим, дом сдается, а лет через пять в нем начинают промерзать межпанельные швы. Кто ответит за этот брак? Строители и эксплуатирующие организации? Ко мне на прием приходят люди, у которых квартиры признаны непригодными для проживания. Они стоят в очереди по 10 – 15 лет, каждый год им за счет города производят ремонт. Со строителей же спроса нет. Они дом сдали, акт подписали — и все.
А город не может сразу предоставить новое жилье таким гражданам. Подобные издержки надо учитывать при реформировании жилищно-коммунальной сферы. Еще одно «узкое место» – отсутствие планово-предупредительного ремонта. Во многих домах они не проводились по 10 – 15 лет. И сегодня там требуются немалые средства.
– Значит, проводя реформу, вернее подступаясь к реформированию жилищно-коммунального хозяйства, надо учитывать и возраст жилых домов, и качество строительства, и уровень эксплуатации?
– Конечно. Отсюда многие проблемы с созданием ТСЖ и кондоминиумов. Естественно, создать подобные формы собственности в новых домах легче, чем в тех, где лет 30 не менялись трубы. Поэтому все и говорят: нет-нет, пусть уж за все отвечает ДЕЗ. А тот, в свою очередь, заявляет: так вы же нас недофинансируете, какое может быть качество ремонта?
Наверное, надо начать с создания в сфере жилищно-коммунального обслуживания частных фирм. Ведь реформа подразумевает прежде всего создание рыночных отношений. А какой же рынок без выбора, без конкуренции? Монополия в лице Дирекции единого заказчика, ГУПов вовсе не способствует его развитию.
Частному предпринимательству здесь просто не дают развиваться. Конечно, работа частных компаний должна контролироваться государством, и они обязаны проходить отбор на конкурсной основе. Думаю, что тогда качество услуг поднимется.
– А государственные унитарные предприятия, созданные в этой сфере, помогают в продвижении рыночных реформ?
– Двойственность их природы (они, с одной стороны, государственные, с другой, – коммерческие) имеет свои плюсы и минусы. Кстати, деньги, которые поступают на счета эксплуатирующих организаций, немаленькие и вроде их должно бы хватать. Но, как выяснилось, город им, как и граждане, тоже недоплачивает. Вот я сейчас пытаюсь понять, действительно ли им не хватает денег, или они так работают.
Вспоминаю недавний звонок жителей одного московского дома. Уже месяц в лифте одного из подъездов не горит лампочка. Не такие уж это большие затраты – заменить лампочку. Но эта маленькая работа растягивается на большой срок. Я понимаю, когда произошла настоящая авария, сгорел лифт, тогда действительно трудно в один день найти средства на его замену. Но когда один из диспетчеров «Мослифта» заявляет, что у них нет лампочек, это уже полное безобразие. Работники этой организации не заинтересованы в скорейшем выполнении работы. Зарплату они свою и так получат, а жалоба граждан до их руководства дойдет нескоро.
– В общем работают по старинке. Наверно, в этой связи надо подумать и об изменении кадровой политики жилищно-коммунального хозяйства. Реформу должны проводить люди, заинтересованные в ней.
– Во-первых, должна быть определена четкая позиция государства и города: чего они хотят. И на кого в проведении реформы необходимо опираться. Во всем мире существует так называемый средний класс, люди, получающие довольно большую зарплату. Не имея такого среднего класса в России, мы ничего не сделаем, некому платить пресловутые 100 процентов за жилкомуслуги.
Далее. Определив, чего мы добиваемся, надо разрабатывать нормативно-правовую базу. И очень важна жесткая политика ресурсосбережения. Кстати, некоторые «продвинутые» граждане сами хотят установить водяные счетчики, тепловые и спрашивают, что от этого изменится? Да ничего, говорят им, как платили по квитанции, так и будете платить, никто ваш счетчик смотреть не будет. Хотя я считаю, что все счетчики должны устанавливаться уже при строительстве дома.
Я недавно был на заседании энергетической комиссии. Там меня заинтересовало предложение ввести социальную норму потребления электричества (с учетом всех современных электроприборов, имеющихся в семье). Допустим, 70 киловатт на человека в месяц. А что свыше нормы – оплачивать по другой цене. Ведь некоторые граждане дошли до того, что станки в квартирах ставят, а платят те же копейки. Хотя подчеркну, дефицита в электроэнергии у нас нет. Но должен быть стимул ее экономить. Бережливого хозяина надо стимулировать рублем.
– Но тут мы опять вернулись к тому, с чего начали разговор. В экономии света, тепла и прочего сегодня пока заинтересованы только те, кто платит 100 процентов за коммунальные услуги. Выходит, что жилищно-коммунальная реформа – дело долгое…
– Конечно, коммунальная реформа не должна сводиться только к стопроцентной оплате услуг. Необходимо, чтобы улучшилось их качество, а это возможно только при создании рынка. Люди же должны понимать, что предложенная стопроцентная оплата – это только один из способов, позволяющих сделать услуги качественными. Но реформу нужно строить, основываясь на платежеспособности населения. Этого сейчас нет.
Значит, требуется наладить систему адресной помощи и обратить внимание на качество целевого и тарифного регулирования платежей, как на местном и федеральном уровне.

О нашем собеседнике:
Владимир Алексеевич Васильев родился в 1954 году. Продолжая семейную традицию, окончил Московский государственный педагогический институт. Вскоре получил второе высшее образование и в 29 лет стал директором школы-интерната № 45 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сейчас завершает экономическое образование и работает над кандидатской диссертацией.
С 1997 года депутат Московской городской Думы. Возглавляет Комиссию по городскому хозяйству и коммунальной реформе, занимается вопросами социальной политики, образования, проблемами детей-сирот и инвалидов.
Удостоен звания заслуженного учителя России, награжден медалями.
Женат, двое взрослых сыновей.

Елена Дреганова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация