Тепло счет любит
Установка приборов учета горячей и холодной воды, а также тепла в домах москвичей, которая приобретает все более массовый характер, вызывает много вопросов. Кто платит за счетчики и их монтаж, кто будет обслуживать эту технику, как меняются договорные отношения между потребителями и поставщиками ресурсов? Поэтому Центр реформы в ЖКХ города Москвы организовал для представителей жилищных объединений и управляющих компаний, работающих в коммунальной сфере, семинар «Совершенствование договорных отношений по обеспечению теплоснабжения».
Летом и зимой платим по-разному
Год назад в микрорайоне Центральное Чертаново «Мостеплоэнерго» проводило эксперимент по расчетам на основе показаний приборов учета, установленных на вводах в дома. Для опыта выбрали «куст»: центральный тепловой пункт с присоединенными к нему тремя жилыми домами (ул. Кировоградская, 32, корпуса 1, 2, 3) и школой № 866 (ул. Кировоградская, 30а). Дома – одного проекта, 12-этажные, панельные, пятиподъездные, построенные в 1972 году. Школа – 1981 года постройки, панельная, трехэтажная.
Расчеты с жильцами производились на основании выставляемых счетов за фактическое количество потребленной тепловой энергии. Эксперимент проводился с 1 июля 2002 года по 1 июля 2003 года. Средняя температура по микрорайону за этот период составила минус 3 градуса, то есть чуть-чуть выше обычного среднего значения.
По одному дому счетчик показал фактическое количество потребленного тепла на 4% меньше норматива, по другому – на 8%. А по третьему дому потребление тепла оказалось равным нормативному. По школе отклонение было минус 3%. Здесь потребленное количество тепла сравнивалось с расчетной тепловой нагрузкой.
В начале эксперимента тепловики поработали с жителями. На собраниях рассказывали, для чего это нужно, как все будет происходить. И летом, когда расходы были только по горячему водоснабжению, а отопление не работало, граждане платили значительно меньше, чем ранее по нормативам.
Снижение было трехкратное, и все были довольны. Так было до декабря, до месяца, который в тот 2002-й год выдался очень холодным. Средняя температура оказалась ниже многолетних значений и составила минус 12 градусов. И когда в январе жители получили счета за декабрь, то они были, мягко говоря, недовольны, потому что разница оказалась более чем семикратная. В июне платили в среднем по 100 рублей, а здесь – 700. Так было по всем трем домам. И в феврале-марте посыпались массовые жалобы.
Организовали встречу с жителями, объяснили, что в мае-июне будет экономия, так как за отопление им платить не придется. И эксперимент все-таки довели до конца. В итоге корпуса 1 и 2 действительно сэкономили. Например, в среднем для трехкомнатной квартиры в 63 кв. м это составило за год 140 рублей. Правда, в третьем корпусе экономии не получилось. Причина, вероятно, в том, что это бывшее общежитие, и там в более плохом состоянии оказались системы отопления и горячего водоснабжения, поэтому побольше были потери тепла.
Но это не все
Как считает руководство «Мостеплоэнерго», новая методика распределения объемов и стоимости поставок тепловой энергии между потребителями, которая была утверждена Управлением топливно-энергетического хозяйства 28 января 2002 года, вполне работоспособна, она позволяет сводить тепловой баланс по дому, и может быть использована для расчета по счетчикам. Но для устранения имевшихся разногласий недостаточно подзаконных актов. Требуется принять закон, регламентирующий порядок установки и обслуживания приборов учета и вопросы оплаты фактически потребляемого населением количества тепла. И еще надо разъяснять через средства массовой информации новый порядок расчета, а также изменение порядка получения субсидий. Дело в том, что льготы рассчитываются в пределах нормативов потребления, а во время эксперимента в зимние месяцы расход тепла превышал норму.
Но вопросов остается много. Например, как быть со случаями, когда жители в порядке прямых расчетов рассчитываются за год вперед по тарифам. Дальше обязательства по оплате этих ресурсов берет на себя управляющая организация – ТСЖ. Но если придется оплачивать услуги по фактическому потреблению, то, очевидно, нужно предусмотреть возврат переплаченных средств или взаимозачеты. Ведь совершенствование оплаты за услуги должно предполагать упрощение расчетов не только для ресурсоснабжающих организаций, но и для управляющих компаний.
ВНИМАНИЕ ТСЖ И ЖСК!
В связи с начавшимся отопительным периодом возникает все больше и больше вопросов по договорным отношениям. Те ТСЖ и ЖСК, которые не имеют у себя штатного юриста, могут обратиться за помощью в НП «Управдом», где создан большой юридический отдел. Там также имеется служба абонентского юридического обслуживания. Телефоны: 209-18-67, 209-95-61.
ДОГОВОРНАЯ ЖИЗНЬ С 1 ЯНВАРЯ
Когда будут разработаны договоры с жителями на тепловую энергию? Если счетчики установлены в квартире, то нужна целая цепочка договоров – поставщика тепла с управляющей компанией и управляющей компании с жителями. Она будет подготовлена к началу будущего года.
С 1 января 2005 года изменятся не только договоры между жителями-потребителями и снабжающими организациями, но и договорные отношения по горячей воде между «Мосводоканалом», который отпускает холодную воду, и теплоснабжающими организациями, которые ее нагревают.
Сам процесс подписания новых договоров предполагается осуществлять по принципу «одного окна», то есть гражданам не придется обивать пороги различных организаций. Ресурсоснабжающие организации уже договорились об этом с ЕИРЦ, Банком Москвы и МГУП «Жилкооперация».
КТО ЗАПЛАТИТ
Установку счетчиков холодной воды оплачивает «Мосводоканал», неважно, в чьем ведении находится дом.
Что касается приборов учета тепла, то финансовая нагрузка ложится на собственников дома и административный округ. В каждом из них конкретно принимаются решения, в каком порядке, из каких источников финансировать установку счетчиков тепла и горячей воды. Сейчас округа отрабатывают пробные проекты на домах, обслуживаемых в основном ДЕЗами. Но в эти «пилотные кусты» могут быть включены и дома, находящиеся в ведении ЖСК и ТСЖ. Их руководителям надо узнать в своих управах о возможности участия в программе своего административного округа.
КАКИЕ ПРИБОРЫ ПОСТАВИТЬ
Технический отбор прошли теплосчетчики:
«ТСК» (предприятие-изготовитель ЗАО «Теплоком»)
«КМ-5» (ООО «ТБН-энергосервис»)
«ВИС.Т» («ЗАО «НПО Тепловизор»)
«Практика-Т» (ЗАО «Практика»)
«ТРЭМ» (ПО «Машиностроительный завод «Молния»)
«Логика» (ЗАО НПФ «Логика»)
«SA-9304» (АО «Асвега»)
«Ирвикон ТС-200» (ЗАО «Ирвис» и ОАО «Завод Водоприбор»).
По поводу счетчиков воды можно проконсультироваться в «Мосводоканале» (тел. 742-96-96)
СЧЕТЧИКОВ БУДЕТ ПЯТЬ
На вводе в дом устанавливается не один прибор, а комплекс, как минимум, пять. Один – на холодную воду, два на горячую (прямую и обратную) и точно так же – два прибора на отопление.
Добавим, что делается это согласно постановлению правительства Москвы № 77 «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых домах и объектах социальной сферы города Москвы».
Напомним также, что в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением № 170 Госстроя РФ от 27.09.2003, управляющие компании должны рассчитываться с поставщиками ресурсов по приборам учета.
КТО БУДЕТ ОБСЛУЖИВАТЬ СЧЕТЧИКИ
Выбирать их будут сами собственники, ТСЖ, ЖСК и управляющие компании. У этих сервисных предприятий должны быть соответствующие лицензии.
Для домов, находящихся в ведении ДЕЗов, три десятка уже прошли городской конкурсный отбор.
Для подстраховки можно позвонить в ГУП «Аудинор» (тел. 924-27-94), и узнать, есть ли в его списках та организация, которую вы выбрали для установки и обслуживания приборов учета, или же прояснить, как проявила она себя в конкурсе на эту услугу.
За обслуживание приборов придется платить. Будущая ставка включает затраты на метрологическую поверку, ремонт и прочие расходы. Сейчас размер ставки и соответствующие нормативно-регламентирующие документы находятся пока в стадии подготовки. Тем не менее, ставка за обслуживание счетчиков может быть введена уже с 1 января 2005 года.
Использованы материалы выступлений начальника отдела ГУ «Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве Москвы» Наталии АЛФЕРОВОЙ, директора Теплосбыта ГУП «Мостеплоэнерго» Виктора ГАВРИЛОВА, заместителя председателя правления некоммерческого предприятия «Управдом» Евгении ЮНИСОВОЙ