Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 11 ноября 2004 г. 23:56
Публикация в газете: №45 (512) от 11 ноября 2004 г.

В Новый год – с новыми стандартами

В Новый год – с новыми стандартами

Ежегодно в течение последних лет правительство России утверждает федеральные стандарты на оплату жилья и коммунальных услуг. В нынешнем постановлении добавляется еще и порядок возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на следующий год. Это очень важная новация, полагает депутат Государственной Думы Галина ХОВАНСКАЯ.

В постановлении сказано: «1. Установить на 2005 год: а) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по РФ в размере 31,9 рубля…» По субъектам – согласно приложению № 1. А в приложении два города, которые можно сравнивать – Москва и Санкт-Петербург. Для Петербурга стандарт 29,3, а для Москвы только 28,7 рубля, хотя жилищный фонд в столице тоже разрушен, и содержать, эксплуатировать его даже дороже. То же самое и по капитальному ремонту. В подпункте б) отмечено, что средний федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади в месяц по России равен 2,8 рубля, в Петербурге – 3,5, а в Москве опять меньше – 3,2 рубля (приложение №2). А должно быть с точностью до наоборот! Цифра для Москвы явно занижена. В нашем городе гораздо больший процент домов, оборудованных сложными техническими устройствами, чем в Петербурге, и стоимость их содержания и ремонта выше, а не ниже. Особенно если взять высотки, строительство которых я, правда, не одобряю, когда речь идет о жилых домах. Там инженерное оборудование должно работать автономно. Легко представить, что будет, если сломается лифт в таком доме. Какую спортивную подготовку надо иметь, чтобы спуститься, а тем более подняться на 44 этаж! Дело в том, что в зависимости от этих стандартов рассчитывается сумма финансовой помощи, которая оказывается бюджетам субъектов Федерации. Соответственно, для Москвы эта помощь будет меньше, а это не отвечает истинным затратам московского бюджета на содержание и капитальный ремонт домов. Еще один момент. В пункте 2 пишут: «Установить, что при определении размеров финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации… за счет средств федерального бюджета, расходы на содержание и ремонт жилья, а также на предоставление коммунальных услуг рассчитываются исходя из федеральных стандартов… и федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов». Значит, установлен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном семейном доходе – 22%. С одной стороны, нельзя сказать, что не учли новую редакцию статьи 15 закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», где вводится понижающий коэффициент для семей с доходом на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. В другом постановлении «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг« (№ 444 от 30 августа 2004 года) при расчете субсидии это учитывается. Дана формула расчета, где введен поправочный коэффициент. (Среднедушевой доход семьи разделить на величину прожиточного минимума – и получим поправочный коэффициент). 22% от дохода семьи для благополучных регионов не так и важны, но для бедных регионов, где основная часть населения имеет доход ниже прожиточного минимума, такой подход некорректен. Тогда при расчете субсидии придется выплатить из местных бюджетов гораздо большую сумму, чем та помощь, которую получат регионы из федеральной казны. Это опять приведет к недофинансированию из федерального бюджета большинства регионов, которые являются дотационными. А у нас таких богатых, которые могут закрыть эту «дыру» из своих бюджетов, не оглядываясь на Центр, все меньше и меньше… В этом я вижу некорректность политики в отношении дотационных регионов. Их ставят в тяжелое положение, и опять начнутся «разборки», почему не выплачивают зарплату учителям, врачам, другим бюджетникам, почему вовремя не дают субсидию малоимущей семье. Эту ситуацию сразу не увидишь, не просчитаешь, если не знаешь положения дел в полном объеме. Как мы уже поняли, стандарты – это цифры для определения объема финансовой помощи. Следующий важный стандарт, исходя из которого ведется расчет, – это стопроцентный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг. В пункте 2-м читаем: «В целях обеспечения бездотационного режима финансирования жилищно-коммунального хозяйства, перевода дотаций, предоставляемых организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, в адресные субсидии населению установить федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставленных жилищно-коммунальных услуг». Это планируется на 2005 год. В другом постановлении правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», которое вышло через 4 дня после этого, 30 августа, говорится о переходном периоде до 31 декабря 2005 года. С одной стороны, редакторы документа как бы понимают, что переходный период должен быть, с другой стороны налицо волевой переход на стопроцентную оплату. Расчет платежей за жилье и коммунальные услуги в размере 100% федерального стандарта приведет также к уменьшению реального финансирования в регионах, где сегодня граждане не платят 100% за жилищно-коммунальные услуги. В документе (пункт 4 «в») также рекомендуется продолжить работу по введению собственниками жилищного фонда или уполномоченными ими организациями субсчетов по каждому многоквартирному дому для учета платежей граждан. Эту новацию можно только приветствовать. К слову, это не любят делать в Москве. Соответствующим организациям больше нравится общая цифра по всем домам целого района, и гораздо меньше – прозрачное финансирование по каждому дому.

Подготовила Светлана Амелехина

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.