23:30:44
11 апреля 2021 г.

Собственник предъявляет права

ЖКХНа рынке оплаты жилищно-коммунальных услуг – скандал. Не потому, что люди не хотят платить. Платить хотят – но не туда, куда им предлагают. Речь в данном случае о собственниках – ЖСК и ТСЖ. Они отказываются входить в систему единых расчетно-информационных центров.Вопрос обсуждался на многочисленных совещаниях, слушался на общественном совете в Мосгордуме, но жилищные кооперативы и товарищества стоят на своем. Предпочитают иметь свой собственный расчетный счет. Почему? В ситуации попробовал разобраться наш корреспондент.
Плюсы и минусы «единой платежки»
Постановление правительства Москвы о совершенствовании системы оплаты жилищно-коммунальных услуг вышло в июле 2003 года, и сейчас новация внедрена практически во всех муниципальных домах. Чем вызваны перемены? Необходимостью обеспечить прозрачность платежей, гораздо строже контролировать финансовые потоки в сфере ЖКХ, избавить жителей от лишних хлопот. Отчасти задачи решены. Если жители, например, оплачивают услуги по теплу, то их деньги – через ЕИРЦ – прямиком идут в теплоснабжающую организацию, а не, скажем, на ремонт крыши. Стал более эффективным контроль за использованием дотаций, субсидий и вообще различных льгот по «коммуналке», которые выделяет гражданам правительство Москвы. И, наконец, люди теперь избавлены от забот заполнять множество квитанций, вместо них – единая «платежка», где уже заранее проставлены все цифры. Впрочем, за телефон, электричество, а кое-где и за телеантенну оплата все еще ведется по отдельным квитанциям.
Год работы по новой системе выявил ее определенные недостатки. Не всегда она удобна людям. Человек, скажем, не согласен с начисленной суммой. Раньше он просто шел в родной ДЕЗ неподалеку от дома и у бухгалтера выяснял все вопросы. Теперь это стало сложнее – расчеты ведет ресурсоснабжающая организация, которая и передает их в ЕИРЦ.
Отняли у граждан и имевшуюся у них возможность хоть как-то повлиять на качество обслуживания. Есть распоряжение правительства Москвы, где сказано, что если услуга не получена (тепло, вода и т. д.), то человек – в полном, кстати, соответствии с законом РФ «О защите прав потребителя» – платить за нее не обязан. Но попробуй что-то исправить в квитанции – запрещено!
Бывают конфликты и оттого, что начисления за услуги производят в одном месте, предоставляют льготы – в другом. Но всегда ли в этом случае можно обеспечить «прозрачность расчетов»? Возникни путаница, связанная с размером льгот, временем, с которого ее должны начислить, – ЕИРЦ внятного ответа не даст. Раньше дирекция была заинтересована в получении всех документов по льготам, ибо дотации перечислялись ей. Теперь – никто. Конфликты приходится разрешать самим гражданам.
Попробуй заставь!
Понятно, что недочеты новой системы равно относятся как к «муниципалам», так и к собственникам. Но первых просто поставили перед фактом. Вторые имеют право выбора. Принудить нельзя, ГК РФ предусматривает исключительно добровольную основу при заключении договоров.
И попали ЖСК под пресс со стороны властей. Кооперативам и товариществам грозят отлучением от ресурсов, лишением субсидий. А ДЕЗ «Зябликово» разослал кооперативным домам своего района письма, где предостерег: не заключите договора с ЕИРЦ – будем проверять вас на предмет финансовых нарушений. Прокуратура г. Москвы признала действия руководителя ДЕЗа незаконными. А скоро распоряжением префекта ЮАО он был освобожден от занимаемой должности. У собственников свои права, на испуг их не возьмешь.
А теперь по существу. Что предлагают ДЕЗы? Заключить соглашение, согласно которому деньги на расчетный счет жилищных объединений отныне переводится не будут, однако их договора с коммунальными организациями останутся. А вместе с ними ответственность, которую те будут перед ними нести. Ситуация двусмысленная, чревата для жильцов неприятностями.
Почему? Согласно уставу ЖСК основной вид их деятельности – финансово-хозяйственная. Лишая кооператив средств, лишают так же возможности контролировать финансовые потоки – сколько собрано денег, сколько их перечислено организациям. Но при этом ему необходимо сдавать отчеты в налоговую инспекцию, перечислять определенные суммы в соответствующие фонды. Как все это совместить?
Далее. У всех ЖСК, как известно, есть договора с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями (Мосводоканалом, Теплосетью, дирекциями), где указаны обязанности сторон. А теперь представьте ситуацию, когда расчеты идут через ЕИРЦ. По каким-то причинам деньги в положенный срок не попали поставщику ресурсов. Тот ждать не будет – применит санкции. На днях, кстати, такой случай был в Петровско-Разумовском. Минобороны вовремя не перечислило субсидии (жильцы не виноваты!), и дому перекрыли воду. Кооперативы не хотят оказаться в подобном положении.
Лишаются ЖСК и ТСЖ и возможности рублем наказывать поставщиков за некачественные услуги. А жильцы их столкнутся с определенными неудобствами. Как правило, «свой» бухгалтер ведет прием каждую неделю. Можно даже позвонить ему по домашнему телефону и решить все проблемы. Теперь же людям надо ехать в ЕИРЦ, а это не только лишнее время, но и сомнение: а на все ли вопросы они получат здесь ответы?
Надо искать компромисс
Ситуация тупиковая? Или у нее все же есть решение? За разъяснением мы обратилась к руководителю Московского союза ЖК и ЖСК Валентину ГРИГОРЬЕВУ. Вот его мнение.
В принципе московские жилищные и жилищно-строительные кооперативы не возражают против такого перехода. Более того, мы в нем заинтересованы. Но при одном условии: ответственность перед коммунальными организациями должны взять на себя дирекции единого заказчика, как когда-то и было. Ведь раньше – до образования ДЕЗов – все расчеты шли через прежние ЖЭКи. Но потом дирекции за счет кооперативных домов раз за разом снимали с себя нагрузки. Договора стали заключать уже не они, а непосредственно ЖСК, те сами стали рассчитываться за радиоточки, потом за лифты, потом за домофоны… А, по сути – соблюдать ст. 147 Жилищного кодекса, где как раз и говорится о единой обслуживающей организации для домов разной принадлежности. Зачем им это? Надо вернуться к прежней практике. Пусть отныне договора с ресурсоснабжающими организациями от имени граждан заключают дирекции. Они же начисляют платежи гражданам, следят за их своевременным поступлением. Все это, повторяю, выгодно ЖСК: меньше нагрузка на его бухгалтерию. Я уж не говорю о том, что руководители их правлений (артисты, инженеры, ученые и т. д.) – люди, чаще всего не разбирающиеся в тонкостях жилищно-коммунального хозяйства.
Другой путь: дайте на руки каждому члену ЖСК абонентскую книжку (или другой платежный документ), где были бы графы всех жилищно-коммунальных расходов, включая техническое обслуживание. Эти книжки – тоже форма договорных отношений с Мосводоканалом, Теплосетью и т. д., только с каждым из жильцов. Если есть такой договор, то в принципе за несвоевременные и некачественные услуги люди могут не платить. Речь, по сути, идет о прямых расчетах с населением. А это находится в прямом соответствии с духом и буквой реформы ЖКХ.
…Мнение, которое изложил мой собеседник – не его личное, так решила рабочая группа из представителей ЖСК. О нем не раз говорилось на многочисленных совещаниях работников жилищно-коммунальных служб города. Соответствующее письмо было направленно в Центр содействия реформе ЖКХ Управления городского заказа. Но ответа до сих пор нет. Никаких предложений не поступило и со стороны генеральной дирекции ЕИРЦ.
Отдадим должное: ситуация для дирекций сложная. Ведь, заключая договора, они должны полностью взять на себя ответственность за регулярную и качественную поставку коммунальных услуг, а также своевременное поступление платежей. Кроме того, увеличатся их расходы. Обсчет каждой квартиры стоит примерно 15 руб., а их в московских ЖК и ЖСК – свыше миллиона. Да еще нужна дополнительная компенсация Сбербанку и Банку Москвы за обслуживание – соответственно 3 и 1% от суммы платежей.
Пойдет ли на это город? Кооперативы и товарищества ждут. Заставить их заключить договора с ЕИРЦ – как уже было сказано – нельзя. Однако и выламываться из общей структуры платежей за ЖКУ, видимо, не следует. Надо искать компромисс. Но уже сейчас можно сказать: требование ЖСК и ТСЖ сохранить финансовую самостоятельность справедливо, с ним надо считаться.
А НАМ ВЫГОДНО!
Между тем, в Москве почти 40 ЖСК (из более двух с половиной тысяч) обслуживаются через ЕИРЦ. И считают, что выиграли. Почему? Об этом рассказывает член правления ЖСК «Чайка», эксперт общественного Совета Мосгордумы Евгений ВОЛОДИН.
Финансовая деятельность ЖСК, по сути, никому не подконтрольна. Деньгами распоряжается лишь председатель да бухгалтер кооператива. Никакого влияния члены кооператива на эту их сторону деятельности практически не оказывают. Общее собрание рассматривает лишь результаты работы правления, но никаких проблем не решает.
Что дает переход в ЕИРЦ? То, что ЖСК включается в городскую автоматизированную систему управления, а это коренным образом меняет и финансовые отношения в самом кооперативе. Члены ЖСК вступают в прямые отношения с поставщиками услуг, ибо платят – через центр – непосредственно им. На расчетные счета ЖСК идут лишь средства на эксплуатационные расходы. Теперь бухгалтеру не нужно начислять платежи жильцам, контролировать их поступление. Все данные из расчетного центра даются кооперативу ежемесячно. В то же время ЖСК как юрлицо не может теперь стать должником по ЖКУ (беда многих кооперативов), так как на наш расчетный счет поступают лишь деньги за те работы, которые выполняем мы сами. Ведение бухгалтерского учета и отчетности облегчается. В то же время правление получает полный отчет обо всех проходящих финансовых потоках, имеющих отношение к дому.
Обеднило ли это финансово-хозяйственную деятельность ЖСК? Нисколько. Просто мы теперь имеем возможность сосредоточить свои усилия на главных задачах – эксплуатации и содержании общей долевой собственности. А это не только уборка лестниц и подъездов, но и планово-предупредительный, текущий и капитальный ремонт мест общего пользования.
Договоры с поставщиками пока остались, но их форма существенно изменилась. Они не вправе предъявить ЖСК претензии по неуплате, если деньги, скажем, по какому-то недоразумению задержались. Ведь теперь у каждого из жителей есть квитанции, где указана дата платежа. А если нет? Был у нас случай – объявилось примерно 15 неплательщиков по горячей воде и теплу. Мосгортепло решило подать на них в суд. Предварительно посоветовались с правлением, на кого в первую очередь. Мы назвали. Организация выиграла два процесса, после чего заплатили и все остальные. Смысл всего этого в том, что с нас, ЖСК, сняли ответственности за неплатежи. Ими занимаются непосредственно поставщики.
Что выиграли жители? Введение ЕПД (единого платежного документа) позволило каждому из них получить ясную картину стоимости каждой услуги, ее объем. В квитанции отражены все положенные людям льготы и субсидии. Были ли среди жильцов сомнения, несогласия? Первое время – да. Но все конфликты без проблем разрешались в ЕИРЦ. Сейчас в посещении центра уже нет нужды. Люди доверяют ему, там нас никогда не подводят. Через центр мы можем воздействовать на качество поставляемых услуг, добиться его повышения.
Каждый член ЖСК, получающий субсидию, заключил договор с Банком Москвы и теперь имеет свой персонифицированный социальный счет. Есть также договоры с Центром субсидий. И деньги приходят непосредственно на указанный личный счет жителя. Неожиданный результат – люди стали меньше платить. Ведь раньше их платежи не совпадали с поступлением субсидий на счет ЖСК, к тому же растворялись в общей массе денежных доходов-расходов. Теперь все упорядочено.
В заключение хочу сказать, что отказ ЖСК входить в систему ЕИРЦ часто вызван исключительно несогласием на это их руководителей. А если придумать такую систему, при которой жители ЖСК помимо кооператива как юридического лица сами смогли бы заключать договоры с центрами и осуществлять платежи напрямую? Я знаю, что многие из них высказывают такое желание. Ведь достоинства и преимущества «единой платежки» несомненны.

Материалы подготовил Илья Глебов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация