Там свалки были, а встал массив
Банкета не было, хоть юбилей, так сказать, и налицо: десять лет назад здесь вместо нынешних домов новых и новейших серий дымились кучи мусора. Митино было общемосковской свалкой, и в первые годы она напоминала о себе периодическими выбросами не слишком ароматных газов. Теперь это, к счастью, – лишь одно из малоприятных давних воспоминаний.Скандал памятен старожилам. Сразу несколько домов в новом жилом микрорайоне подверглись неведомой «газовой атаке». Нашлись среди наших коллег-журналистов любители горячих газетных и телевизионных «блюд», которые отыскали чуть ли не сотни серьезно пострадавших жителей, в том числе детсадовцев, школьников, пенсионеров. Блеф выплыл наружу быстро, никто, как оказалось, не стал жертвой неведомой подземной химии – неприятными запахами все и ограничилось.
Но для властей района «Митино» это стало поводом задуматься о дополнительных мерах по рекультивации (попросту говоря – приведении в первозданный порядок) земель, предназначенных под жилищное строительство. Бывшие свалки залегают на значительной глубине, некие химические реакции там будут продолжаться, возможно, еще очень долго, и эти «лаборатории» строители отгораживают ныне от земной поверхности по современным методикам, исключающим прошлые инциденты.
Второй такой зеленый, экологически чистый район в столице найти нелегко. Живая природа Подмосковья – вот она, рядышком. К прежней митинской растительности добавлены многие гектары новых посадок, парки и скверы. И все-таки ученые из специализированных НИИ и различные государственные службы постоянно проводят всевозможные замеры воздуха, грунта, внешних и подземных вод. Кстати, в СЗАО постоянно ведется и аэроэкологический контроль атмосферы с помощью вертолетной авиации. Для чего? К примеру, в том же Митине порой из-за снижения скорости движения автотранспорта по основным напряженным магистралям увеличивается содержание вредных выбросов. Имея точную картину состояния атмосферы, легче переориентировать потоки транспорта и точнее планировать строительство новых дорог.
Мало поставить сами здания и озаботиться экологией. Современная жизнь с ее лихорадочными темпами и вечной спешкой отводит человеку слишком мало времени на обычные бытовые заботы. Рядом с домом (или внутри него) человеку требуются магазин, детский сад, школа, химчистка, прачечная.
– С самого начала строительства Митина, – говорит глава районной управы Николай Бутырин, – развитие инфраструктуры стояло на одном из первых мест. Возьмем школы. С первых лет их остро не хватало, потому что среди населения преобладала молодежь. Сперва ребятишки учились в три смены, потом в две, сейчас практически везде перешли на односменку. Аналогичная история с детскими садами, поликлиниками, магазинами, физкультурно-оздоровительными комплексами. Задача – максимально приблизить все это к жилью, как и гаражи с автостоянками. Смешно и нелепо, если человек, имея автомобиль, будет добираться до него дольше, чем ехать на работу или по другим делам. Работа непростая, но без нее люди не будут чувствовать себя в районе по-настоящему уютно. Между прочим, в ближайшие годы население Митина составит более 250 тысяч человек. Это произойдет после заселения микрорайонов 8-Б, 8-В и 10-А. В микрорайоне 1-А освобождаем территорию от прошлого присутствия автопредприятия, очищаем будущую строительную площадку.
Сухие строительные и коммунальные термины обретают в районе весьма привлекательный вид, когда из проектов превращаются в «живые» постройки. Например, в микрорайонах № 3 и № 11 сооружают спортивно-досуговые комплексы. Что это? Спорт-
площадки в окружении зелени, места для игр детей разного возраста и физкультурных занятий пожилых людей, тихие аллеи, зоны спокойного отдыха, благоустроенные места для любителей шашек и шахматѕ В общем, полный набор удовольствий на все вкусы.
А будущему историко-ландшафтному парку может позавидовать по размерам и оснащенности (так во всяком случае в проекте) даже Центральный парк культуры и отдыха имени А. М. Горького. Потому что у митинцев, кроме привычного набора парковых услуг, предусмотрены пляжи с устройством всего необходимого для отдыха на воде. Заметьте: все это в непосредственной близости от жилья, не надо ехать, чтобы отдохнуть и набраться сил в другой конец не то что столицы – родного округа.
Ездить, правда, и сейчас достаточно сложно. Транспортные проблемы не решить, пока в Митино не пойдет метро. Тут округу и району очень серьезно помогает – и прежде всего финансированием – правительство Москвы. Предполагается, что к 2004 – 2005 годам подземка начнет возить митинцев во все концы столицы.
Какое бы дело ни требовалось начать, какие бы проблемы ни решались, районная управа опирается на советников районного собрания и «своих» депутатов Московской городской Думы. Исполнительную власть ничуть не обижает, что советники осуществляют самый суровый контроль за сроками исполнения и финансированием любого начинания, будь то строительство, реконструкция, ремонт коммунального хозяйства. Случаются горячие споры, только они, как полагают обе стороны, всегда на пользу. Прежде всего – населению.
Десять лет – не срок для массива, равного по площади и числу населения целому городу. Тем приятнее, что общее для всех митинцев «новоселье» не напоминает въезд в новую квартиру безалаберного хозяина, который до конца жизни переставляет мебель и перестраивает стены. Комфорт и порядок – с первых дней. И так все годы.