23:30:44
11 апреля 2021 г.

«Под колпаком» у компьютера находятся и коммуникации, и работа аварийщиков

Ле-е-гкий такой парок заструился сначала откуда-то из подвального помещения, потом затянул весь подъезд и окончательно материализовался в поток кипятка, отрезавший одних жильцов от внешнего мира, других – от родного дома. Что? Вы не наблюдали подобных «картинок с натуры»? Завидую…Сам автор, проживая в достаточно престижном районе столицы, многократно становился (в последний раз ровно две недели назад по дороге домой) свидетелем происшествий, которые характеризуются в «коммуналке» в качестве чрезвычайных. Суетились ремонтники, поминая недобрым словом строителей тех коммуникаций, что были проложены в немолодом уже доме несколько десятилетий назад. Хлюпали помпы, откачивая грязный кипяток. Разливалась вода по асфальту и, хуже того, по клумбам с газонами, истребляя на пути траву, цветы, только что привившиеся саженцы. А на дверях всех без исключения подъездов, а не только аварийного, появлялись объявления: «ДЕЗ приносит извинения за неудобства, связанные с ремонтными работами труб горячего водоснабжения».
Почему воду не перекрыли еще в тот момент, когда она сочилась тонкой струйкой? Отчего не избежали неудобств, убытков, наконец нервотрепки, измотавшей за несколько часов в равной, полагаю, степени и жильцов, и рабочих аварийных бригад? Все до обидного просто. Протечку в ее начальной фазе никто не заметил, сообщили о ней после того, как струйка стала бурным потоком. Со всеми, так сказать, вытекающимиѕ
Старых домов предостаточно и в Северо-Западном административном округе столицы, хотя по темпам нынешней новой застройки с ним могут сравниться в Москве от силы один-два иных округа. Можно взять для примера оба Тушина – Северное и Южное, Хорошево-Мневники, Щукиноѕ Тут, кстати, ситуация особая, потому что, скажем, в пресловутой Немецкой слободе (так ее зовут в народе, потому что большой массив построен после 1945 года бывшими солдатами вермахта, военнопленными) некоторые дома держатся на честном слове да на круглосуточном кручении-верчении работников коммунальных служб. Конечно, и переселяют людей, и старые строения сносят, освобождая место для зданий современной планировки и оснащения. Но в одночасье-то всего не сделаешь.
В управлении развития окружной инфраструктуры префектуры СЗАО еще несколько лет назад подсчитали, во сколько обходится несвоевременное обнаружение простейших протечек, поломок, аварий. Много вышло за среднестатистический год. При скромном бюджетном финансировании в последние пятнадцать лет – фантастически, непозволительно много. И решились на самый смелый эксперимент по созданию (простите, читатель, за скучный официальный слог, однако он веселее тех былых затрат) системы комплексной информатизации объединенной диспетчерской службы округа.
Что это за штука и с чем ее, так сказать, едят? Диспетчер ЖЭКа или ДЕЗа, или любой иной структуры коммунального хозяйства, ответственный за прием аварийных заявок от населения, сидит не у телефона и не за старинным пультом с множеством клавиш, кнопок, сигнальных глазков. Все заменяет обычный компьютер. Правда, обычный он не в полном понимании слова, потому что «завязан» на коммуникации жилых домов, трубопроводы горячей и холодной воды микрорайонов, крупные теплотрассы.
Нажатием соответствующей клавиши дежурный диспетчер вызывает цветную схему контролируемых объектов, «гуляет» по всей территории, за которую он несет ответственность. В случае возникновения даже предпосылки к аварийной ситуации датчики, установленные по всей линии, дают сигнал SOS. Малейшее отклонение от нормы в любой из систем жизнеобеспечения жилых домов и крупных коммуникаций тут же фиксируется и анализируется самим компьютером. Диспетчер видит, что именно и где произошло. Вместе с тревожным сигналом и изображением выходит текстовая инструкция по дальнейшим действиям диспетчера. Команда дублируется звуковым сопровождением наподобие колокола громкого боя на военном корабле в случае боевой тревоги. Главное – диспетчеру не надо гадать, какие специалисты-аварийщики должны быть направлены на место аварии.
Экономятся не минуты – целые часы, а с ними и колоссальные денежные средства. Что значит в зимнее время предпринять вовремя оперативные действия и предотвратить так называемую разморозку одного-единственного жилого дома? Пожалуйста, все подсчитано специалистами: не менее 100 тысяч рублей останутся сохраненными для бюджета. Между прочим, соседи-скептики поначалу въедливо подшучивали над «северо-западниками». Мол, у вас все диспетчеры только и будут думать, как выйти через Интернет на связь со знакомыми, или станут устраивать компьютерные «звездные войны».
Нет, программа системы комплексной информатизации диспетчерской службы категорически исключает какое бы то ни было баловство. Более того, у системы есть и еще одна весьма важная воспитательная функция. Заступив на дежурство, диспетчер с помощью нажатия опять-таки соответствующей клавиши подтверждает свое присутствие на рабочем месте. Вызывая ремонтников-аварийщиков, он также производит соответствующую запись в памяти компьютера.
А если неисправность возникла в отдельно взятой конкретной квартире? Тут заявка от жильца также регистрируется компьютером с указанием точного времени ее получения. Диспетчеру, извините, не отвертеться, если он не среагировал быстро, не перекинул оперативно в данную квартиру слесарей из дежурной группы, где бы они ни находились, или не обратился к городским аварийным службам. Ни за что не докажет впоследствии нерадивый работник своему руководству, будто заявка, требующая немедленного вмешательства, пришла, к примеру, на 30–40 минут позже действительного времени.
Впрочем, нерадивых за компьютер не сажают. Система, к сожалению (ох, финансовые беды наши российские!), не в состоянии пока еще охватить ни всю территорию округа, ни наиболее уязвимые точки «коммуналки» во всей их полноте. А жаль… Обучить диспетчера работать на новой технике, которая наверняка не устареет в течение минимум трех-пяти десятилетий, достаточно просто.
Ну ладно, установим мы компьютеры и сложнейшие дорогостоящие электронные датчики на всяком старье, – не унимаются скептики, – наготовим армию диспетчеров XXI века. И что потом? Займемся демонтажем? А деньги кошке под хвост?
У начальника управления развития окружной инфраструктуры СЗАО Виктора Кривоклякина готовы ответы и на эти, и на многие другие вопросы.
«Главное в новой системе состоит не в латании дыр, а в том, что она обеспечивает своим программным обеспечением и диспетчеризацию, и программу энергосбережения. В столице подобные разработки ведутся не первый год, только, увы, не всегда они увязаны с реальными проблемами конкретных территорий. Фирмы, с которыми работает наш округ, решили проблему практически. Поэтому разработки не претерпят кардинальных изменений. Это – переход к новым, более гибким и тонким контрольно-эксплуатационным и ремонтным технологиям. Почему мы говорим об этих самых новых технологиях применительно ко всем иным отраслям, а «коммуналку» представляем исключительно в образе некоего дяди Васи в промасленной спецовке и с ржавым разводным ключом в руке?
С введением системы округ получил возможность оперативно принимать на диспетчерском пульте информацию о состоянии любого из жилищно-коммунальных объектов. Причем, информация эта весьма разносторонняя: например, в программе предусмотрены 24 позиции по работе одного только лифтового хозяйства. Или возьмем отопление. Наша система производит контроль его режимов в полной увязке с температурой воздуха на улице, исключаются как «недотоп», так и «перетоп». Сколько на этом можно сэкономить? А линия, подведенная некогда к старому дому, после его сноса понадобится новому.
Не население виновато в том, что у нас в столице расходуется в сутки на среднестатистического жителя свыше 400 литров воды, вдвое больше европейского уровня водопотребления. Потери начинаются в центральных тепловых пунктах (ЦТП), которые оснащались в прошлые десятилетия. Поэтому, приступая к созданию своей системы, мы в первую очередь заменили оборудование на ЦТП, смонтировали счетчики холодной и горячей воды, провели целый ряд других мероприятий. Правда, и самим людям надо быть поэкономнее с теплом и водой».
Слушаю Виктора Александровича – и мысли, знаете ли, посещают самые разнообразные. Книжка расчетная видится… Возрастающие из месяца в месяц тарифы на коммунальные платежи… Выворачиваемый мой личный кошелек…
Может, повсеместное внедрение компьютерных систем комплексной информатизации избавит от этого? Может, это и есть реформа ЖКХ за счет разума, а не гражданина?

Вячеслав Долганов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация