23:30:44
11 апреля 2021 г.

Мы все надеемся на лучшее

ЖКХСвершилось! В Государственной Думе нынешнего созыва появился новый комитет – по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Возглавила его депутат Галина Хованская. Корреспондент «КР» попросил ее рассказать о комитете, о тех задачах, которые предстоит решать в ближайшие годы.

Комитет «легким» не будет

– В конце 2004-го Госдума приняла новый Жилищный кодекс. Уже тогда была очевидной потребность в создании профильного комитета, который бы сосредоточился на жилье и ЖКХ. Но в Думе прошлого созыва эта важная абсолютно для всех сфера оставалась «остаточной» – ее разбросали по трем комитетам. В итоге к нерешенным старым проблемам в «коммуналке» прибавилось много новых: как говорится, у семи нянек… Почему комитет создали только сейчас?

– Это связано с возросшим интересом законодателей к проблемам в жилищной сфере и ЖКХ. Депутаты от регионов в ходе предвыборных встреч поняли, чем больше всего озабочены люди. Насколько остра эта тема, они поймут еще лучше после того, как начнут прием населения.

К сожалению, жилищной проблемой, которая звучит в 90 из 100 обращений граждан, в Думе прежнего созыва, действительно, занимались три комитета – по гражданскому, уголовному, арбитражно-процессуальному законодательству под председательством Павла Крашенинникова, по строительству и земельным отношениям под председательством Мартина Шакуума, по собственности под председательством Виктора Плескачевского.

Невозможно было даже просто отследить проекты в других комитетах. Я часто задним числом узнавала, что обсуждение того или иного документа уже состоялось. Это была ненормальная ситуация, но до определенной поры она устраивала думское большинство. Я благодарна за поддержку новому спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и депутату Сергею Миронову, ведь попытка создать такой комитет делалась четыре года назад, и она ничем не закончилась.

Сейчас мы объединяем все законодательные инициативы в жилищной сфере в одних руках, в одном комитете. Процесс идет не просто. По сложившейся в Госдуме практике новому комитету передаются только те инициативы, которые еще не обсуждались. Если они прошли первое чтение, то их доводит старый комитет.

С комитетом Павла Крашенинникова удалось договориться, и мне передали 54 законопроекта, не прошедших первое чтение. С комитетом по строительству достичь соглашения пока не получается. А там находятся законопроекты о Фонде содействия реформированию ЖКХ. Для многих очевидно, что ими должен заниматься наш комитет. Если удастся найти компромисс, то в нашем портфеле будет более 60 законодательных инициатив. А значит, по нагрузке наш комитет станет одним из самых «тяжелых».

– Галина Петровна, на сайте Госдумы я не обнаружила в составе комитета депутатов, чьи фамилии были бы связаны с ЖКХ. О многих нет вообще никакой информации. Кто они – ваши коллеги?

– Наш комитет второй по численности после бюджетного – он традиционно самый большой. Обычно в комитете по 10–12 депутатов, у нас – 21. На сегодня есть председатель комитета, но нет аппарата, штатного расписания. Тем не менее, работать начали.

Конечно, сайт оформим надлежащим образом. На ближайшем заседании предложу коллегам написать о себе то, что они сочтут нужным. Пока же мне известно только о двух членах комитета, имеющих отношение к коммунальной и жилищной сферам. К примеру, мой первый заместитель Елена Николаева занималась малоэтажным строительством, и она может работать в этом направлении. Кроме того, поддерживает возрождение кооперативного движения.

Предстоит решать два блока задач – в жилищной политике и в ЖКХ. С созданием комитета все надеются, что ситуация изменится к лучшему. А к лучшему – это значит не в интересах чиновников, а в интересах граждан.

Ипотека – не наше все

– Какое направление, по-вашему, будет одним из определяющих в жилищной политике?

– Введение института некоммерческого найма жилья.

Задача состоит в том, чтобы создать на федеральном уровне законодательный фундамент, дополнив Жилищный кодекс соответствующим разделом. Такой раздел, посвященный некоммерческому найму, уже подготовлен.

Отмечу, что Москва первой почувствовала пробел в законодательстве. После принятия Жилищного кодекса город не смог поставить на учет тех же бюджетников – учителей, врачей, муниципальных служащих только потому, что их доход на одну-две тысячи превышал установленный уровень для признания их малоимущими.

Огромная категория людей лишилась возможности решить жилищную проблему с помощью государства. Слева – социальное жилье, на которое они не могут претендовать. Справа – рынок жилья, который им не по карману.

Конечно же, должен быть жилищный фонд некоммерческого использования, который отличается от социального и от рыночного, занимая промежуточное положение между ними. Этот фонд в процессе эксплуатации не будет нагрузкой на бюджет в отличие от социального. Плата, конечно, станет отличаться от платы за социальный наем, которая у нас сегодня символическая. Но она ниже рыночной в два-три раза. Такая плата за наем будет доступна среднему классу, о котором так много говорят, но так мало что делают для него реально.

Безусловно, некоммерческое жилье должно строиться с поддержкой государства, с бесплатным выделением земельного участка. И заселяться на более мягких условиях, чем при социальном найме – по нормам предоставления. Можно распространить принцип, по которому раньше заселялись дома ЖСК: человек – комната. Почему бы и нет, если люди смогут это потянуть – оплачивать жилье и, что немаловажно, копить на его будущее приобретение.

Москва здесь вышла на передовые позиции. При отсутствии нормы на федеральном уровне она построила около двух десятков таких домов и назвала их бездотационными. В разных регионах сейчас также появляется такое жилье, называют его по-разному, но суть одна.

Считаю правильным подход столичных властей – строить некоммерческие дома в первую очередь для старых очередников, которые, сохраняя права на социальное жилье, согласны сегодня уйти из очереди и получить муниципальные некоммерческие квартиры.

– Приоритет понятен. Значит ли это, что надежды на ипотеку не оправдались?

– Сами разработчики ипотечных законодательных инициатив уже вздыхают: не получилось, как было задумано.

Понятно, что за счет ипотеки 30 процентов населения через год-два не смогут решить квартирный вопрос. Причем, эта та часть населения, перед которой нет обязательств у государства по предоставлению социального или, в будущем, некоммерческого жилья. Нет и обязательств по предоставлению из бюджета субсидий на приобретение квартир.

Выделяя десятки миллиардов рублей на развитие ипотечного кредитования, государство помогало далеко не бедным людям, способным справиться со значительной финансовой нагрузкой. Но и эти не бедные люди, продав свое маленькое жилье и взяв кредит, во время кризиса попали в тяжелую ситуацию. Выносятся судебные решения о выселении, хотя нельзя выселить на улицу до реализации ипотечной квартиры. А муниципального маневренного фонда, предусмотренного для таких случаев Жилищным кодексом, как правило, в регионах нет.

Так что, ипотека – это отнюдь не наше все. При нынешнем уровне доходов населения и при такой стоимости квадратного метра нельзя заявлять о том, что это магистральный путь решения жилищной проблемы.

Не загонять людей в угол

– Нынешний год – последний для приватизации и деприватизации. Как, на ваш взгляд, будут развиваться события?

– Процент «нищих» собственников, владеющих жильем, достаточно велик, а потому проблема деприватизации становится актуальной. Имеется в виду передача жилья государству, муниципальным образованиям и заключение договора социального найма с бывшим собст-венником жилья, который не может нести это бремя.

Оснований для такого решения у граждан становится все больше – рост тарифов, налог, капитальный ремонт, который они должны в будущем оплачивать, страхование жилья… Могу сказать, что в ближайшие месяцы внесу законодательную инициативу об отмене ограничения срока на деприватизацию. Здесь не должно быть никакого срока!

Объясню, почему. Единый налог на недвижимость пока не вводится в силу разных причин. Концепции налога разные, но до поры это только предложения. Предлагалось ввести его в 2013 году хотя бы в нескольких регионах. Но этого делать нельзя, потому что налоговое законодательство – федеральное. Глава Минэкономразвития заявила об очередной отсрочке до 2015 года.

От нашего комитета здесь мало что зависит, мы можем быть только соисполнителями по законопроекту о налоге на недвижимость. Подчеркну: налог будет исчисляться от стоимости, близкой к рыночной.

Иными словами, сегодня люди не знают, какова будет цена вопроса завтра, сколько придется платить. А так как расчет будет происходить из стоимости, близкой к рыночной, многие озадачены: если квартира находится в центре города, в «сталинском» или кирпичном доме, в престижном районе, то и цена вопроса может быть высокой.

Как правило, в таких домах живут одинокие пожилые, пережившие супруга, люди. Перед ними невольно встанет дилемма: то ли эту квартиру сдавать и снимать себе жилье где-то на окраине, то ли продавать и покупать более дешевую. Но в возрасте за 80 это делать очень сложно. Ведь человек уже прирос к своему району, к своей поликлинике, к соседям и друзьям.

Мы старались, агитируя граждан стать собственниками. А сейчас уже идут предложения о том, чтобы у собственников не было права на субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг… Тогда надо дать им возможность деприватизировать жилье в любое время, расширить права граждан на заключение договора социального найма. Нельзя же загонять людей в угол, вынуждая продавать хорошую квартиру и перебираться опять в коммуналку.

Для каждого его проблема – самая важная

– Жилищная политика – не только социальное, некоммерческое жилье и деприватизация. Какими еще вопросами, актуальными для граждан, будет заниматься ваш комитет?

– Для каждого человека важно решение его конкретной проблемы. Если он живет в аварийном доме, то его интересует, когда будет возможность переселиться в нормальное жилье, и сколько метров ему дадут. Для жителя старого дома, нуждающегося в капремонте, крайне важна определенность: полностью ли переложат это бремя на него, или государство «поучаствует в процессе»?

Проживающим в коммуналках интересна наша инициатива о возможности выкупить освободившуюся комнату по рыночной цене. Такая норма сейчас есть только в московском законодательстве. А разве это плохо? Деньги идут в бюджет, значит, их можно выделить в качестве субсидии очереднику на социальное жилье или на финансирование строительства социального жилья.

Важна проблема сноса пятиэтажек. Куда будут переселять: в другой регион или все-таки сохранится возможность проживания в пределах городской черты.

– Очередников интересует, что будет с социальным жильем.

– Мы серьезно продвинули решение проблемы общежитий. Люди уже выигрывают иски в судах у власти, которая не желала заключать с ними договоры социального найма. Общежития составляют менее 5 процентов жилищного фонда страны. Но в них проживает самая ущемленная в правах категория наших граждан. Особенно, если учесть, что большая часть домов-общежитий находится в ужасающем состоянии.

Иными словами, у каждой категории граждан, у каждого человека, у каждой семьи своя проблема. Для каждого актуальна инициатива, которая решает именно его вопрос. Поэтому, крайне важно, как сейчас пойдет законодательный процесс.

– Не является тайной тот факт, что до сих пор высшие судебные органы помогали вам в решении жилищных проблем граждан лучше, чем коллеги в зале заседаний Госдумы.

– К сожалению, так и было. К примеру, прошла поправка комитета по строительству и земельным отношениям по переселению из аварийного жилья, противоречащая определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Эта поправка просто кричит своей несправедливостью. Суть ее сводится к следующему. Если переселение из аварийного дома проводится в рамках Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ, то жилье предоставляется не по социальным нормам, а метр на метр. Женщина из Калужской области дошла до Верховного суда, и там признали ее право получить жилье по нормам.

Прошел первое чтение закон об обязательном членстве в саморегулируемых организациях управляющих организаций, против которого я категорически возражала. Не раз и ваша газета писала о тех негативных последствиях, к которым он приведет. Пока здравый смысл взял верх – законопроект остановили. Вступать в саморегулируемую организацию управленцы должны добровольно, демонстрируя свой профессионализм и добропорядочность нам, потребителям услуг.

Не забывать о старых долгах

– Как вы считаете, какой должна быть схема финансирования капитального ремонта жилья?

– Если говорить о Москве, замечательно, что деньги из бюджета выделяются и будут выделяться в дальнейшем. Но есть, на мой взгляд, изъян в столичном законодательстве по капремонту, которое предполагает софинансирование во всех без исключения случаях со стороны собственников. Причем, схема такая: чем больше выделишь денег, как собственник, тем больше у тебя шансов войти в эту программу.

Эта схема применима для домов ЖСК, но не годится для домов, перед которыми есть обязательства государства. Старые обязательства по ремонту жилищного фонда, принадлежавшего городу до введения Жилищного кодекса, должны быть выполнены в полном объеме. Верховный суд РФ высказался четко: если на момент приватизации квартир в доме уже возникли обязательства по капремонту, то это ответственность бывшего наймодателя. Таковым, в большинстве случаев, был город. Об этом не надо забывать.

Вся надежда на ФАС

– Проблема роста платежей за жилищно-коммунальные услуги затрагивает интересы 90 процентов россиян, за исключением тех десяти, которым все равно, сколько платить – три тысячи или 30. Как будут развиваться события в нынешнем году?

– Напомню, что наша плата делится на две части. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома (а не квартиры, как часто считают люди) определяется общим собранием собственников. Для нанимателей ее устанавливает муниципалитет либо, если говорить о Москве, правительство города.

Плата за коммунальные услуги определяется региональной энергетической комиссией (РЭК) субъекта Федерации. Более того, с позапрошлого года за нормативы, то есть за объем потребляемого ресурса, тоже отвечает РЭК, а не муниципалитет.

Это введено по инициативе президента страны Дмитрия Медведева. Он заинтересовался тем фактом, что, к примеру, в двух соседних городах, находящихся в одинаковом экономическом положении, разрыв в платежах отличался в два-три раза. Выяснилось, что игра шла на нормативе, который согласно Жилищному кодексу ранее устанавливала по своему разумению муниципальная власть. Объективности ради стоит сказать: делалось это не от хорошей жизни. По статистике Минрегиона, более 90 процентов муниципальных образований дотационные.

– Подсластит ли пилюлю перенос повышения тарифов на июль?

– Это политическое решение, и не очень удачное. Объясню, почему. Бюджет принимается на год. Летом будут поднимать тариф. Малоимущие граждане, а их в России миллионы, получают из бюджета субсидию, то есть адресную помощь на оплату жилищных и коммунальных услуг. Придется вносить изменения в бюджет. Во всех регионах, за исключением Москвы, уже монетизированы льготы. Значит, и эту строчку в бюджете тоже придется пересматривать.

В середине года потребуется вносить изменения в законы субъектов Федерации. Рост тарифов увеличит нагрузку на бюджеты, потому что увеличится число претендующих на эту помощь и размер этой помощи.

В некоторых регионах уже говорят о том, что будут повышать не один раз – сначала летом, а потом, для компенсации отложенного повышения тарифов, еще раз осенью.

Мы, депутаты фракции «Справедливая Россия», вносили законодательную инициативу об ограничении роста тарифов уровнем инфляции. Ее отклонили. Но после того как эту же мысль высказал премьер Владимир Путин, мы повторно внесли эту инициативу. Надеюсь, у нее будет более счастливая судьба.

– Как вообще бороться с безудержным ростом тарифов?

– Ужесточением антимонопольного законодательства. Другой дороги нет. Регулятор этих тарифов – государство. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – единственный орган, способный погасить неумеренные аппетиты естественных монополий.

Основная цель коммерческих организаций согласно гражданскому законодательству – извлечение прибыли, и они работают в точном соответствии с этой нормой. Очень сочувствую сотрудникам ФАС, которые делают попытки урегулировать процесс. Но естественные монополии по-прежнему содержат футбольные команды, средства массовой информации, финансируют спортивные и другие мероприятия. Все эти «накрутки» негативно сказываются на наших платежах.

Считаю, что тарифы до сих пор устанавливаются непрозрачно – закрытым кругом лиц, по «хотелкам» ресурсоснабжающих организаций. Вот где должна быть жесткая контрольная функция не только государственной, но и представительной власти!

– Всех запутали с переносами сроков обязательной установки счетчиков в многоквартирных домах согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». Не кажется ли вам нелогичным вводить обязательность установки и насильственные методы для несогласных это делать в своих квартирах?

– Этот закон будет проходить, в первую очередь, через комитет по энергетике. Инициативы о переносе сроков вносятся. Комитет Павла Крашенинникова тоже пытается отодвинуть сроки – абсолютно нереальные. Если нищим собственникам не помочь из бюджета, то эти нормы будут невыполнимы.

Но ведь не только из-за собственников загвоздка. Счетчики должны устанавливать ресурсоснабжающие организации. Они обязаны это делать, но не делают, потому что им это невыгодно.

Кроме того, установка счетчика сама по себе не гарантирует гражданам справедливую оплату. Мне рассказали несколько способов – как содрать с нас больше, чем мы потребили. Скажем, есть некая группа из шести домов. В пяти общие счетчики работают, в шестом он «барахлит». На этом счетчике ресурсоснабжающая организация и «ведет игру».

Еще способ: в доме стоит счетчик. За какой-то период он показывает нормальные данные, потом вдруг выдает «ошибку», затем опять работает без сбоя. За период, где счетчик почему-то «ошибался», вам начислят по нормативу. А норматив, как известно, существенно завышен по сравнению с реальным потреблением. Бороться с этим можно только контролем – со стороны собственников, жилищной инспекции и, конечно, управляющей организации. Поэтому желательно, чтобы она была не только профессиональной, но еще и честной.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация