23:30:44
11 апреля 2021 г.

Юрий ТЫРТЫШОВ: «нужна система контроля и наказания»

ЖКХЧастные компании сегодня дорожат своим имиджем и прилагают все усилия, чтобы обеспечить готовность объектов к зиме и стабильное прохождение отопительного сезона, – уверяет заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрий ТЫРТЫШОВ.– Юрий Павлович, на одном из селекторных совещаний, посвященных подготовке отрасли к зиме, прозвучал интересный факт: в Мурманской области отопительный сезон заканчивается в начале лета, а начинается уже ранней осенью. Как за столь короткий срок коммунальщики успевают провести все необходимые мероприятия по подготовке тепловых сетей?
– С технологической точки зрения нет никаких проблем в том, чтобы успеть подготовить системы за это время к новому отопительному сезону. Единственная проблема, характерная для многих регионов – финансовое обеспечение программы предзимней подготовки объектов ЖКХ. Так, к началу сентября план такой подготовки в Мурманской области был профинансирован региональным и муниципальными бюджетами только на треть. Но коммунальщикам удалось обеспечить готовность объектов не на уровне 30%, а гораздо выше. Хотя те показатели готовности, которые имела область к началу сентября, нельзя назвать удовлетворительными – подготовлено только 53% жилищного фонда. Из запланированных к замене 66 км ветхих тепловых сетей обновили только 38 км.
В других регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, где также погодные условия ограничивают сроки проведения ремонтно-профилактических работ, при достаточном финансировании обеспечить полную готовность не представляло бы никакого труда. В этих регионах, как правило, нет традиционного централизованного энергоснабжения – мелких изолированных потребителей обеспечивают дизельные электростанции. Поэтому при подготовке к зиме главная задача – обеспечить завоз топлива.
Оперативный штаб по контролю за подготовкой ЖКХ к зиме, который я возглавляю, отмечал в текущем году высокую организацию работ в Якутии. Там коммунальщики опережали среднероссийские показатели. Не было проблем, кстати, и по Чукотскому автономному округу.
– Недавно по ТВ показали сюжет о том, что в городе Апатиты Мурманской области не включают отопление, так как задолженность энергетикам достигла 114 млн. рублей. Прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию, как она будет решаться?
– В Мурманской области долги перед энергетиками на начало сентября составили около 400 млн. рублей. Одна из причин – неплатежи, с которыми сейчас в области пытаются развернуть борьбу. Другая причина – плохая работа властей над консолидированным коммунальным бюджетом. Сейчас в Апатитах и других муниципальных образованиях области тепло в дома начало поступать. Частично удалось погасить долги, частично договорились о рассрочке платежей.
В преддверии отопительного сезона вопрос погашения долгов всегда обостряется. В Федеральном агентстве есть, например, информация о готовящихся отключениях в Хабаровском крае и Кировской области.
Жилищно-коммунальные предприятия продолжают оставаться основными должниками РАО «ЕЭС России». Так, по состоянию на 1 июля задолженность предприятий ЖКХ и прочих непромышленных потребителей составляла 72% от общей дебиторской задолженности, это примерно 53,8 млрд. рублей. По сравнению с началом года долг увеличился на 8,7 миллиардов.
Надо признать, что в силу несбалансированности межбюджетных отношений до сих пор некоторые регионы не могут обойтись без дополнительной финансовой помощи из федерального центра. Но есть и такие ситуации, которые просто требуют ужесточения платежной дисциплины и выполнения посильных бюджетных обязательств в регионе.
– Какова общая картина готовности к зиме?
– К началу сентября в целом по стране была обеспечена готовность 80% жилищного фонда, 75% котельных, 81% тепловых сетей и 83% водопроводных. План по замене ветхих тепловых сетей выполнен на 63%, водопроводных сетей – на 61%. Запасы различных видов топлива составили 70–75% от необходимого.
Сегодня все показатели предзимних работ близки к плановым. Наш штаб отмечал проблемы в Корякском автономном округе, Республике Алтай, Камчатской, Сахалинской, Магаданской, Читинской и Ульяновской областях. Окончательный итог планируем подвести в начале ноября на Всероссийском выездном совещании Федерального агентства в Омске.
– Каждый год проблемы подготовки к отопительному сезону не уменьшаются, а наоборот, растут как снежный ком. Изнашивается оборудование, увеличиваются долги. Юрий Павлович, на ваш взгляд, как можно разорвать этот круг проблем?
– Хотелось бы возразить: кризисная тенденция в отрасли преодолена. Если раньше ежегодно мы имели увеличение числа крупных аварий на объектах ЖКХ, то последняя зима была относительно стабильной. На контроле Госстроя находилось только 17 крупных аварий.
А состояние основных фондов действительно сложное. В настоящее время в среднем по России физический износ котельных достиг 54,5%, коммунальных сетей водопровода – 65,3%, канализации – 62,5%, тепловых сетей – 62,8%, электрических – 58,1%… Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки.
Мы понимаем, что при ограниченности бюджетных средств проблему ветхого состояния фондов и высокой аварийности на объектах ЖКХ невозможно решить только бюджетными ресурсами и внутренними инвестиционными возможностями предприятий ЖКХ. Поэтому сегодня надежда на увеличение инвестиционных вложений в модернизацию и обновление основных фондов отрасли связывается с приходом в нее частных структур. Отрасли требуются современные технологии менеджмента, инновационные производственные технологии, элементы реальной конкуренции. Но хотел бы подчеркнуть: позиция нашего Росстроя состоит в том, что в основе привлечения частных компаний в ЖКХ должны быть договора концессионного типа, то есть договора долгосрочной аренды, сопровождаемые инвестиционными соглашениями. Собственность на объекты коммунального назначения должна оставаться муниципальной.
Уже сейчас доля частных предприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания в среднем по России составляет 17,3% от общего числа предприятий, оказывающих услуги в этой сфере. Поэтому убежден, что в ближайшие несколько лет на государственном уровне должны действовать механизмы, при которых средства консолидированного бюджета выступают локомотивом по привлечению средств частных инвесторов.
– Эта зима – первая, когда в подготовке к отопительному сезону участвовали частные предприятия. Как, по-вашему, насколько успешно прошла подготовка? Какие уже можно подвести итоги?
– Должен сказать, что частные компании сегодня дорожат своим имиджем и прилагают все усилия, чтобы обеспечить готовность объектов к зиме и стабильное прохождение отопительного сезона. Это лишний аргумент в пользу коммерциализации ЖКХ.
Но есть примеры конфликтные. Так, в Архангельске график подготовки к зиме и угроза его срыва стали аргументом ОАО «Архангельские коммунальные системы», потребовавшим от мэрии погашения задолженности. С муниципальными предприятиями договариваться проще. А вот в Волгограде с приходом ОАО «РКС» начался конфликт по тарифам. Коммерческая структура сразу предложила их пересмотреть в сторону увеличения.
– Будет ли решаться странная ситуация с Камчатской областью? Там до сих пор не перешли на федеральные стандарты оплаты ЖКУ. Регион погряз в долгах, а на подготовку к отопительному сезону требуется 1,5 млрд. рублей.
– В ситуации должна, на мой взгляд, детально разобраться комплексная комиссия из представителей разных ведомств, в том числе – прокуратуры.
По своей линии мы отмечаем, что в Камчатской области из-за значительной разницы между региональным уровнем оплаты ЖКУ – 90% – и среднесложившимся по муниципальным образованиям – 42,8% – недофинансирование отрасли за месяц составляет 119,3 млн. руб. В прошлый отопительный период область вступила с большими трудностями. По состоянию на 1 сентября этого года общая готовность теплоснабжающих предприятий области к отопительному периоду была обеспечена в пределах 30–40%.
– Многие местные руководители не всегда владеют полной и достоверной информацией о ходе подготовке ЖКХ их области к зиме. Об этом на одном из совещаний упомянул глава вашего агентства Владимир Аверченко. И он же напомнил о той ответственности (вплоть до уголовной), которую несет руководитель. Были ли прецеденты наказания чиновников за халатность? Если да, то как это отразилось на судьбе конкретного региона?
– На мэра города Петропавловска-Камчатского в прошлом году было заведено уголовное дело за срыв подготовки к отопительному сезону. Как видим, в текущем году ситуация повторяется.
Думаю, нам не нужны показательные процессы, эффект от которых минимальный. Я вижу необходимость создать постоянно действующую систему контроля и наказания.
Федеральное агентство по строительству и ЖКХ после реорганизационных преобразований было лишено большей части контрольных функций. Функции контроля выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. У нее-то и есть полномочия для привлечения к ответственности. Большую роль могут сыграть в новых условиях органы прокуратуры. Они сегодня – главное государево око в регионах.
Федеральным агентством, например, направлено письмо в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой осуществить проверки в регионах, касающиеся соблюдения федеральных стандартов, и принять меры прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства.

Беседовала Полина Козлова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация