Москвичам нравится быть хозяевами
Восточный административный округ – самый крупный в столице. Он занимает территорию от Ярославского направления железной дороги до Рязанского. А за кольцом расположились «довески» — Новокосино, Косино-Ухтомский, поселок Восточный. Есть и исторические места – Преображенское, Кусково. Восточный округ, пожалуй, и самый зеленый в Москве. Сюда «заползли» три лесных массива – Лосиный остров, Измайлово, Сокольники. Недаром в гербе ВАО – лось и царский сокол в короне. На Востоке живут 1 млн. 136 тыс. человек.Это почти 13 процентов москвичей. Здесь 5167 жилых домов и 14 545 подъездов. Все это большое хозяйство требуется содержать в порядке. ДЕЗовцам одним не справиться. Нужна поддержка жителей. Об этом – в нашем специальном выпуске.
Борис Ульянов:
«Мы не строим потемкинских деревень»
Программа «Мой двор» проводится в Восточном округе с 1998 года. Именно так она называлась раньше. Теперь – «Мой двор, мой подъезд». Это значит, что мы наконец обратили внимание и на жилые дома.
О том, как в округе наводят порядок в домах и вокруг них, корреспондент «Квартирного ряда» беседует с префектом ВАО Борисом Ульяновым.
— Борис Васильевич, объясните, пожалуйста, что означает термин «комплексное благоустройство»?
— В течение нескольких лет мы занимались тем, что элементарно наводили чистоту во дворах. Я хорошо помню то время, когда был председателем Куйбышевского исполкома. Мой рабочий день начинался с того, что мне приходилось обзванивать организации и обеспечивать вывоз мусора с территории района. Проблема, признаюсь, была не простая. Теперь об этом даже смешно вспоминать.
Организационно мы справились со многими задачами, теперь важно «закольцевать» их в единую схему. Ведь отдельные элементы благоустройства только раздражают жителей, если не сделано главное. Скажем, никто не обратит внимания на бордюрный камень во дворе дома, у которого течет крыша, зато на свежевыкрашенных стенах подъезда тут же появятся гневные надписи о неисправном лифте, разбитых лампочках и переполненном мусоропроводе. Жители не должны воспринимать наши действия как желание создать «потемкинские деревни».
— Сохранность муниципальной собственности, к сожалению, это городская проблема. Привычка получать блага просто так, согласитесь, не побуждает быть экономным и бережливым. Мы даже зарплату «получали», а не «зарабатывали».
— Причина не в том, что москвичи небережливы. Десятилетиями людей приучали к мысли, что пространство вокруг квартиры никому не принадлежит. Сегодня жители почувствовали реальную заботу о себе: появились красивые дворы с зонами отдыха, детскими спортивными площадками, местами для выгула собак. Красота, как известно, воспитывает. С другой стороны, люди поверили, что к их мнению местные власти прислушиваются, их просьбы не остаются без внимания, и это вызывает ответную реакцию заинтересованности и участия. Многие жители теперь выходят во дворы поработать. В округе проводится конкурс «Московский дворик». По итогам прошлого года в номинации «Двор, благоустроенный с активным участием жителей» победителями признаны жители корпусов 1, 2 и 3 дома 7 по улице Короленко (район «Сокольники»). Там есть пруд. С каждым годом все меньше и меньше уток оставалось в водоеме. И вот пруд стал таким же объектом благоустройства, как и расположенный вокруг него двор. Почистили дно, сделали домики для птиц, и сегодня там обитают не только утки, но и семья лебедей. Их никто не охраняет, но птицы чувствуют себя в полной безопасности. Таких дворовых территорий в Восточном округе с каждым годом появляется все больше.
— Кто признан лучшим по итогам городского конкурса?
— В номинации «Лучшая инициатива объединения жителей подъезда» второе место в городском конкурсе занял дом 20 на Перовской улице (район «Перово»), третье место — подъезд 1 дома 24, корп. 3 по Измайловскому шоссе (район «Соколиная гора»). Отдельным дипломом конкурса награжден архитектор-дизайнер Сергей Иванович Дворецкий, автор проекта района «Ивановское» «11 верст от Москвы».
Станет ли программа «Мой двор, мой подъезд» в этом году завершающей? Действительно, в 2002 году можно было бы ее закончить, если бы все работы проводились раз и навсегда, так сказать – безвозвратно. Безусловно, случаев вандализма по сравнению с предыдущими годами стало меньше, но вопрос эксплуатации по-прежнему стоит очень остро.
— С автовладельцами в округе – мир и согласие?
— Конечно, нет. Территории многих дворов не имеют возможности для отстоя того огромного количества частного автотранспорта, которое сегодня появилось в Москве. Зачастую из-за машин во двор не может въехать «скорая помощь», пожарные и аварийные службы. Не говоря уж о том, что благоустроенные детские площадки тут же «перепрофилируются» под водительские нужды. Попадаются умельцы, которые подобные действия преподносят местным властям как акции в защиту интересов жителей. Начинаешь разбираться, а жильцы ничего и не слышали о своих «защитниках».
— Существует немало способов борьбы с подобными самоуправством. Заборы, например. Появилось даже новое смешное слово – «заборизация».
— В жизни не все так смешно. Я не думаю, что надо повсеместно устанавливать заборы. Где-то это действительно необходимо, например, в детских садах, школах. Но мы же ни в чем не знаем меры, и иногда у нас доходит до курьезов. В одном дошкольном учреждении установили аж бетонный забор. Когда я смотрю, как варварски изуродованы во дворах ограждения, где некогда был красивый, ухоженный газон, а на его месте грубо, но основательно вбиты колья для охраны своих железных любимцев и самовольно занятой территории, — мне становится грустно.
— Проблема взаимоотношений местных властей с жителями везде стоит остро. Ведь если программа «Мой двор, мой подъезд» создается для людей, она должна учитывать их мнение. Но интересы каждого жителя предусмотреть невозможно, иначе даже самые благородные планы так и останутся добрыми намерениями.
— Даже при нашей оголтелой демократии мы научились находить компромиссные решения с жителями. В округе завершена работа по формированию института старших по дому и подъезду. Еженедельно они встречаются в управах со специалистами, отвечающими за работу с общественностью, совместно обсуждают проблемы и инициативы жителей. Многое из этих наработок учитывается при составлении планов благоустройства районных и дворовых территорий.
— Зачастую жителям бывает трудно договориться между собой даже по простым вопросам. «Собачники» не понимают возмущение молодых мамаш по поводу присутствия четвероногих на детских площадках. Автовладельцы не согласны с использованием дефицитных дворовых земель под «какие-то» спортивные причуды.
— Да, в районных управах бывают горячие споры по архитектуре и планированию дворов, но разумные предложения жителей, даже, на первый взгляд, несовместимые или просто неприемлемые, обязательно будут учтены и приняты. На условиях альтернативы или взаимных уступок – это уже другой вопрос, но дельные советы за рамками принятого проекта не останутся. К сожалению, возникает немало споров, на мой взгляд, лишенных всякого смысла.
— Какие, например?
— Мне непонятны, скажем, дебаты вокруг вырубки деревьев. Одно дело, когда растения органично вписываются в архитектуру, не нарушают естественного освещения, имеют ухоженный вид. В этом случае избавляться от них считаю просто варварством. Я помню свою юность, когда наша семья жила в Солнечногорске. У нас был свой клочок земли. И отец приучал нас заботливо относиться к каждому кустику. Весной мы обязательно подстригали кроны деревьев, белили стволы. Они были ухожены и выглядели красиво. И совсем другое дело, когда жители пытаются отстаивать чуть ли не сухостой. А загляните во дворы «хрущевок»! Если на последние этажи хоть какой-то свет проникает, то жители первых и вторых, по-моему, без электрического света вообще не обходятся. Предлагаем сделать новые посадки, отдалив их от домов, – население категорически возражает.
— Думаю, уговаривать жителей долго придется.
— У нас был случай в «Преображенском», когда несколько лет назад решили провести благоустройство по правой стороне Большой Черкизовской улицы. Такое началось! Мы буквально явочно провели тогда многие работы, в том числе спилили большое количество деревьев. Когда все сделали, жители благодарили. Территория действительно преобразилась.
— Приятно, когда жителям нравится, и хорошо, если они готовы участвовать в обновлении своих дворов и домов. Вы сами сказали, что выполненный проект должен быть безвозвратным, а для этого нужно решить комплекс проблем по эксплуатации, содержанию и обслуживанию. Вот здесь роль жителей пока прописана не очень четко.
— Конечно, программу «Мой двор, мой подъезд» нужно решать в развитии. И во дворах, и в подъездах должны быть обеспечены чистота и порядок, а созданные удобства надо поддерживать. Это не означает, что жильцы обязаны мыть лестничные клетки по графику и освоить профессии садовников и охранников на общественных началах. Для этого есть специализированные службы с достаточно квалифицированным персоналом. Когда жители будут иметь возможность выбрать из нескольких организаций ту, которая, по их мнению, наилучшим образом справится с задачей содержания и обслуживания их дворовой территории и жилого дома, тогда они будут иметь качественно другой уровень услуг.
Но для такого выбора нужны правовые основания. Жильцы должны быть собственниками имущества, управлять которым они поручат специализированным службам. Тогда и жители, и управляющие организации будут материально заинтересованы беречь свою собственность, а также экономно расходовать электричество, газ, воду.
Нечто похожее у нас когда-то было, ведь товарищества собственников жилья – это те же кооперативы. Безусловно, им надо создавать условия для развития, и программа «Мой двор, мой подъезд», на мой взгляд, дает для этого большие возможности.
ЦИФРЫ
В этом году в Восточном административном округе будет благоустроено 444 двора, 105 объектов образования и 25 — здравоохранения, 15 территорий промышленных предприятий, 2 спортивных объекта. На работы по благоустройству округа из бюджета города выделено более 85 млн. руб.
Программа по благоустройству территорий «Мой двор, мой подъезд» проводится в округе с 1998 года. За это время приведено в порядок 5 тыс. территорий, из них более 3,5 тыс. дворов жилых домов, 487 объектов образования и 406 — бытового назначения, 26 спортивных и 43 объекта культуры.