Руслан Ростовцев: «Судьбы людей дороже отчетов и графиков»
Как мы уже сообщали, московским правительством утверждена новая среднесрочная программа капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки на 2004 – 2006 годы. О предстоящей работе рассказывает заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, начальник Управления формирования программ реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений Руслан Ростовцев.
«Квартирный ряд»: Руслан Борисович, что собой представляет новая программа? Чем вызвано ее появление?
Руслан Ростовцев: Как известно, строительство жилья в последнее десятилетие наращивает объемы. А вот для капитального ремонта это время было потеряно. Пятиэтажки несносимых серий давным-давно нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Содержание жилья, которое свой ресурс выработало, всегда очень дорогое. Многие годы капитальный ремонт жилых зданий делали за счет бюджетных средств. Это высокозатратные работы. Полностью финансировать капитальный ремонт теперь бюджет однозначно не в состоянии. Сегодня нужны новые подходы к решению этой проблемы. Необходимо создать эффективную систему с использованием рыночных механизмов, чтобы привлечь инвестиции не только в строительство и реконструкцию, но и в капитальный ремонт.
Наша программа отличается еще и тем, что впервые было решено проводить комплексную реконструкцию, обновление не отдельных домов, а целых кварталов, микрорайонов.
Вместе с Институтом генерального плана мы выяснили, какие зоны города требуют реорганизации. В итоге появилась территориальная схема. В нее вошли 569 городских кварталов, то есть 30 процентов от общего числа жилых кварталов города. А это 18,5 миллионов квадратных метров жилья в пятиэтажных домах серий 447, 510, 511 и 515, которые называют несносимыми. Но проводить комплексную реконструкцию квартала, не затрагивая остальной жилищный фонд, который находится в неудовлетворительном состоянии на этой территории, нецелесообразно. А такого жилья в городе оказалось 10 миллионов квадратных метров. Нетрудно подсчитать общие показатели – 28 миллионов квадратных метров.
Наиболее тревожно, что ежегодный прирост жилья в неудовлетворительном состоянии составляет 1 миллион квадратных метров. Если сегодня не приступить к масштабной реконструкции, то к 2020 году его объем возрастет до 40 миллионов квадратных метров. Чтобы кардинально изменить ситуацию, необходимо ежегодно восстанавливать не менее 3 миллионов квадратных метров жилья. А для этого нужно сконцентрировать инвестиционный капитал, внедрять новейшие технологии производства работ. Поэтому наша программа – первый этап реализации долгосрочной городской политики совершенствования и развития сложившейся застройки. Политики, позволяющей перейти от территориального роста города к качественному обновлению градостроительных преобразований.
Наша комплексная программа – детально разработанный по видам работ и срокам исполнения план действий на ближайшие три года. Предстоит подготовить документацию и начать там работы: в 2004 году – по 47 кварталам, в 2005 году – по 50 и в 2006 году – по 60 кварталам жилой застройки. Это составит основу для реконструкции 9 миллионов квадратных метров жилищного фонда.
К.Р.: А что предстоит сделать в этом году?
Р.Р.: Еще в 2003 году мы вместе с Москомархитектурой и префектурами сформировали и утвердили перечень реконструкции домов по 45 кварталам, оперативно заказали проекты планировки и к концу года завершили разработку градостроительной документации. По итогам реализации инвестиционных проектов по 45 первоочередным кварталам город планирует получить 2,5 миллиона квадратных метров обновленного жилья. Причем, 1 миллион 200 тысяч квадратных метров за счет реновации, 1 миллион квадратных метров будет капитально отремонтирован, более 300 тысяч квадратных метров – реконструировано. Цифры заявлены серьезные, мы отдаем себе в этом отчет.
В этом году планируем провести конкурсы инвесторов по всем 45 кварталам. Первый конкурс уже прошел в конце прошлого года. Определили инвестора – Научно-производственное предприятие «Тема». Оно будет завершать комплексную реконструкцию квартала 24-25 района Черемушки.
Снос домов при комплексной реконструкции определяется градостроительной, социальной и экономической целесообразностью. Он позволяет рационально распорядиться землей, реальная стоимость которой сегодня становится одним из определяющих факторов. А также помогает решить проблему ведомственной разобщенности, когда реконструкция ведется разными собственниками в одном квартале в разные сроки. Это затягивает время и снижает экономическую эффективность работ.
К.Р.: Можно поподробнее о финансировании программы?
Р.Р.: Системный подход позволяет обеспечить устойчивое привлечение инвестиций. Финансирование всего комплекса реконструктивных работ, а это не только жилье, но и обновление социальной инженерной инфраструктуры предполагает в основном использование привлеченного инвестиционного капитала, но не исключает и в некоторых случаях (это затратные составляющие проекта) использование бюджетных средств.
Некоторые кварталы не привлекательны для инвесторов. Провести реорганизацию в них можно, если средства, поступающие в бюджет по итогам конкурсов, целевым назначением перераспределять на капитальный ремонт, строительство социальной и инженерной инфраструктур. При таком условии сохранится финансовая сбалансированность программы.
Предусмотрено создание нормативно-правовой базы, которая регламентирует не только процесс формирования этого специфического вида строительных программ, но и эффективное управление и эксплуатацию обновленного жилищного фонда. Разумеется, это особенно важно, потому что от своевременной профилактики зависит долговечность реконструированных сооружений. Как известно, не устранив причины, бесполезно бороться со следствиями. Сегодня особенно важно улучшить качество эксплуатации жилищного фонда города. Для этого должен быть создан конкурентный рынок услуг.
К.Р.: Как будет решаться вопрос об отселении жителей? Известно, что переселить людей даже из одного дома, намеченного под снос, дело непростое. А здесь речь идет о целом квартале.
Р.Р.: Конечно, я не могу сказать, что все легко и просто. Принципиальных различий от переселения, которое идет по программе сносимых серий пятиэтажек, нет. Возникает много вопросов, но большинство жителей готовы участвовать в нашей программе и рады, что она сформирована. Они понимают, что старое жилье выработало свой моральный и физический ресурс, и поддерживают инициативу правительства города о радикальном обновлении жилого фонда.
Трудно отселить один дом, а отселить квартал – проблема увеличивается в геометрической прогрессии. Но программа уделяет особое внимание социальному аспекту. Создано ГУП «Управление перспективных застроек». Оно не только готовит предпроектную и другую документацию, но разрабатывает и реализует программы поддержки населения. Огромное значение имеет информационное освещение программы. Что самое сложное в программе? Найти оптимальную точку, где будут учтены интересы всех участников процесса: социальный, градостроительный и экономический. Каждой конкретной семьи, города и инвестора. Без согласия жителей мы не войдем в квартал.
В пятиэтажках, в основном, живут пенсионеры, люди социально незащищенные. Они боятся, что сейчас придет инвестор, которому будет все позволено и начнет реконструкцию по-своему. Ни в коем случае этого никто не допустит. К сожалению, вся предыдущая практика сформировала в большинстве случаев негативное отношение жителей к реконструкции, реновации, которая повлечет за собой отселение в какие-то отдаленные районы. В нашей программе этого происходить не будет. Сухие отчетные графики нам не дороже человеческих судеб. Это я не для красного словца говорю. Мэр поставил задачу – переселять жителей на территории близлежащих кварталов либо на территории квартала, подлежащего реконструкции.
Сейчас проводятся социологические опросы жителей, работает психологическая служба. Москвичи смогут получить юридическую консультацию.
Создан координационный совет по программе. Есть порядок согласования вариантов реконструкции. У каждой городской структуры свои задачи и полномочия, каждый должен заниматься своим делом. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города должен полностью вести учет и контроль жилищного фонда. Мы отвечаем за качество подготовки и реализации программы. Органы местного самоуправления, управы будут информировать жителей об изменениях, которые произойдут в квартале, о том, сколько жилья планируется капитально отремонтировать, сколько реконструировать. Никаких неоправданно резких действий в отношении жителей не будет. Правительство Москвы гарантирует обязательное соблюдение и защиту прав и интересов горожан.
К.Р.: Когда будет выработан график переселения жителей, последовательность действий: кто, когда и куда, в какой дом поедет?
Р.Р.: Детальный график отселения каждой семьи будет разработан через полгода после утверждения проекта планировки квартала. В каждом квартале будет создан штаб, информационный центр. Газеты сообщат о переселении. На вопросы жителей будут отвечать представители инвестора и наши работники.
К.Р.: Уже сейчас работает в вашем управлении «горячая линия»?
Р.Р.: Да, звонков от жителей очень много. Так с 1 по 26 марта поступило 1532 звонка. В среднем, после включения многоканальной линии, когда у каждого москвича появилась возможность дозвониться, оператор, а их у нас несколько, отвечает на 75 вопросов в день. Не хочу опережать события, но сделаю все возможное, чтобы до конца года люди узнали, что будет с их домом, что их ожидает в будущем.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Руслан Борисович РОСТОВЦЕВ родился в 1968 году в городе Пушкино Московской области. Окончил юридический факультет Кемеровского государственного университета. Начал трудовую деятельность юрисконсультом, был начальником отдела реализации недвижимости, а затем заместителем начальника Управления внебюджетного планирования развития города Москвы, начальником инспекции Счетной палаты РФ.
Женат, имеет двоих детей.