Нужно многое изменить
Итак, реформа ЖКХ, о необходимости которой так долго и неубедительно говорили населению, с 1 января заявлена в Москве. Город заполнили рекламные перетяжки с восклицательными лозунгами. Их мажорная тональность тонет в общем потоке разноголосых публикаций, авторы которых в основном высказывают собственные соображения. Ну а на самом-то деле что нас ждет? С этого вопроса и начался наш разговор с начальником Управления городского заказа Владимиром Стрельбицким.Владимир СТРЕЛЬБИЦКИЙ:
Нужно многое изменить
в первую очередь – в нашем сознании
– Владимир Петрович, разговоры о том, что эксплуатацию жилья придется оплачивать полностью, ведутся не первый год. Вместе с тем многое остается неясным, и информационный вакуум пока заполнен слухами. Складывается впечатление, будто и у самих реформаторов нет ни единства во взглядах, ни четкого понимания перспектив. Да и Герман Греф на заседании правительства Москвы при обсуждении этого вопроса говорил о неготовности в свое время северной столицы (Петербурга) к реформированию жилищно-коммунальной отрасли…
– Да, но Герман Оскарович говорил и другое: необходимо ликвидировать перекошенную модель экономических отношений в жилищно-коммунальной отрасли. Ведь что происходит сейчас? Как ни парадоксально, но пока бедные платят за богатых. Очень показательный пример – жилье, содержание которого, в том числе и состоятельных граждан, дотируется из бюджета. Разве это справедливо?
Согласен, объективной информации в прессе маловато, так помогайте, давайте сотрудничать. Что касается готовности к проведению реформы, то экономически у Москвы есть все возможности, чтобы успешно реализовать предлагаемую модель хозяйствования. Причем абсолютно неправильно утверждение, будто мы с 1 января «вдруг» стали реформаторами. Новые ставки – это лишь одно из звеньев, хотя и очень важное, тех экономических отношений, которые начали складываться в Москве с 1992 года.
– Иными словами, реформа в столице проводится уже 10 лет?
– Для первого этапа слово реформа, конечно, громко сказано, но уже в то время было сделано очень много. Тогда произошло разделение функций заказчика и подрядчика по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства, введен конкурсный отбор подрядных организаций на выполнение этих работ.
– И что это дало? Привычные жилищно-эксплуатационные конторы поменяли название и стали районными управлениями с тем же штатом ленивых сантехников.
– Это позволило, хотя и не сразу, создать рынок подрядных организаций и развить конкуренцию в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда. Сегодня все 479 таких организаций работают по результатам проведенных конкурсов. Начиная с 1994 года в Москве ведется работа по изменению системы расчетов с потребителями за жилищно-коммунальные услуги, вводятся в действие и совершенствуются экономические и правовые механизмы. Отношения между службами заказчика и подрядными организациями, а также с организациями-поставщиками ресурсов строятся исключительно на договорной основе. Введено регулирование цен и тарифов на услуги и работы.
– Хотелось бы про тарифы поговорить предметно. Вот уже который год они, как в известной песне, несутся аллюром, так что москвичи не успевают к ним привыкнуть. Получается, что такая «игра в догонялки» за ценами – и есть прообраз той реформы ЖКХ, которую сегодня предлагают населению?
– Платежи за жилищно-коммунальные услуги в Москве постепенно повышаются с 1994 года. Введенные тогда повышенные ставки оплаты за воду, газ, электроэнергию были дифференцированы по видам жилья, чего прежде не было – все москвичи платили одинаково. В ставках учтены такие факторы, как место расположения дома, наличие лифта, мусоропровода, техническое состояние строения и т. д.
С 1 марта 1999 года введен порядок, при котором платежи за жилищные услуги и отопление за площадь, занимаемую в пределах социальных норм плюс 7 квадратных метров на каждого проживающего, начисляются по ставкам, установленным с учетом бюджетных субсидий. А платежи за жилищные услуги и отопление за площадь квартиры, превышающую эти нормы, взимаются уже по повышенным ставкам.
Москвичи, имеющие более одной квартиры, оплачивают услуги по техническому обслуживанию второго (третьего и т. д.) жилья и отопления по их фактической стоимости. Это же касается юридических лиц – собственников жилых помещений. Кстати сказать, общая площадь таких помещений в Москве превышает 11,5 млн. кв.м.
– Исходя из каких расчетов установлена оплата 23 рубля за метр жилой площади?
– Стоимость жилищно-коммунальных услуг в столице по плану финансирования на 2002 год составляет 23 рубля в месяц за квадратный метр без капитального ремонта. Одновременно с повышением ставок оплаты за жилищно-коммунальные услуги введена адресная финансовая поддержка семей с низким доходом в виде субсидий на их оплату.
– Нетрудно подсчитать, что количество семей, претендующих на дотацию со стороны государства, резко возрастет. Выдержит ли городская казна?
– Субсидия и дотация – это совершенно разные вещи. Основной принцип жилищной реформы состоит в следующем. Нужно провести поэтапный переход от дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства и высокодоходной части населения к адресной социальной поддержке семей с низкими доходами. Они должны получать адресные субсидии.
На первом этапе предусмотрено введение заявительного принципа. Семьи, имеющие доход более 8500 рублей в месяц на каждого члена семьи, будут вносить плату за услуги ЖКХ исходя из их плановой стоимости.
Семьи, у которых доход ниже установленного предела, будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги по ставкам с учетом бюджетных субсидий и на условиях, утвержденных правительством Москвы. Если расходы московской семьи на оплату за жилищно-коммунальные услуги и площадь, занимаемую в пределах социальной нормы и нормативов потребления коммунальных услуг, превысят 13 процентов от совокупного дохода, то она будет иметь право на получение жилищной субсидии.
– Надеюсь, справедливый принцип обоснованности тарифов будет применен не только к населению?
– Безусловно, это в полной мере распространяется и на обслуживающие организации. Зачем поддерживать убыточные предприятия, если многим из них просто выгодно считаться таковыми: и поддержка государства обеспечена, и спроса никакого, а значит, и стимулов работать лучше у такой организации никогда не появится.
Начиная с 1994 года в Москве также утвержден порядок, предусматривающий снижение населению платежей за некачественные жилищно-коммунальные услуги. В прошлом году Мосжилинспекция проверила 276 организаций, в том числе в 108 службах заказчика и 168 подрядных организациях по эксплуатации жилищного фонда, и выявила 669 случаев некачественного выполнения договорных обязательств.
– Наверное, реформировать нужно не только систему оплаты за предоставляемые коммунальные услуги…
– Надо менять принцип взаимоотношений между потребителями и поставщиками услуг. Нам очень многое предстоит изменить. И в первую очередь в нашем сознании. Сами жильцы должны быть заинтересованы в грамотном, хозяйском, экономически целесообразном управлении своим домом.
Создание товариществ собственников жилья – эффективный путь формирования таких взаимоотношений. Сегодня в Москве создано 542 ТСЖ. Конечно, проблем у них немало, но есть и право выбирать, кому доверить содержание своего дома и требовать, чтобы его обслужили не «наполовинку», как это зачастую бывает, а в полной мере. Тогда и с ресурсоснабжающими организациями можно расплачиваться не по усредненным показателям, «раскиданным» на всех жильцов, а в строгом соответствии с расходами воды, тепла и т. д.
Сегодня в Москве установлено 5742 прибора учета тепла и 11218 учета воды на ЦТП, 3252 прибора учета тепла и 11037 воды в домах.
– И все-таки я не совсем поняла формулировку «добровольно-заявительный» принцип оплаты за услуги ЖКХ.
– Даже маленькие дети знают, что все стоит денег. Наверняка ваш ребенок при виде красивой игрушки в магазине не говорит вам: «Мама, дай мне эту машину», а просит: «Купи, пожалуйста». Вы сами выбираете ставку оплаты. Уверен, эти меры не ударят по карману малоимущих москвичей, но приучат всех нас быть экономнее и бережливее.
О нашем собеседнике:
Владимир Петрович Стрельбицкий начал работать еще в 15-летнем возрасте штукатуром в Главмособлстрое.
В 1972 году окончил факультет промышленного и гражданского строительства Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева. Занимал должность первого заместителя начальника Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли правительства Москвы. В апреле 2001 года назначен начальником Управления городского заказа правительства Москвы.
Почетный строитель России. Заслуженный строитель Российской Федерации. Кандидат технических наук.