Закон суров. Но справедлив?
Когда появился закон, умерла справедливость. В Древнем Риме говаривали: «Dura lex, sed lex» – суров закон, но это закон. Справедливо или нет, а выполнять: ать, два! Не то голова с плеч.
Ныне же, скажем, где-нибудь в Европе (увы, не на европейской части России) говорят иначе: «Суров закон, но справедлив». Впрочем, и мы так говорим, не задумываясь, хотя частенько наша действительность демонстрирует прямо противоположное: у нас, как и в Древнем Риме, буква закона доминирует безраздельно. Разве что редкое исключение представляют собой решения Верховного и Конституционного суда, где порой попранную справедливость все же восстанавливают.
Похоже, дело очередной жертвы буквы закона – покупателя квартиры в снесенном доме в Вешках тоже обречено пройти весь путь от суда первой инстанции до высшей судебной. Пострадавший от сноса дома в поселке Вешки Алексей Прозоров подал иск в Мытищинский городской суд на администрацию г. Мытищи и правительство Московской области. Заявитель просит суд обязать ответчиков выплатить ему 2 300 000 рублей, отданных им за квартиру в поселке Вешки, а также возместить моральный вред в размере 10 000 000 рублей. По мнению адвокатов потерпевшего — Олега Сухова и Юрия Шевченко – «строительство жилого дома и его регистрация были произведены при несоблюдении именно администрацией своих обязанностей по должному контролю и надзору как за строительством в целом, так и за оформлением документов на ныне снесенный объект».
В деле А. Прозорова рассчитывать на беспристрастность суда первой инстанции не приходится, потому что как раз на основании решения Мытищинского городского суда и был снесен дом, в котором проживал пострадавший и члены его семьи с июля 2011 года.
Потому адвокаты заявителя уже планируют дальнейшее обращение в Верховный суд РФ и даже Европейский суд по правам человека, который ранее указал, что «… риск совершения ошибки органом государственной власти должно нести государство, и эти ошибки не должны исправляться за счет заинтересованного лица».
Тут нужно еще учесть чисто российскую чиновничью традицию: стоит лишь высокому начальнику выразить неудовольствие чем-либо, как вся чиновничья рать кидается непорядок исправлять: едва экс-губернатор области Сергей Шойгу заявил о необходимости бороться с «недобросовестными застройщиками», тут же появился список из 363 домов, предлагаемых к сносу. Но если подумать, борьба эта ведется, прежде всего, с простыми людьми, которые, что называется, на последние купили квартиры подешевле – пусть на грядках, зато жилье.
Единственным приятным исключением из «рати» стал мэр подмосковного Ногинска Владимир Хватов, решивший не сносить дома на его территории, попавшие в этот «черный список», а привести всю документацию по «незаконным домам» в соответствие с законом. Вот оно решение – и по закону, и по справедливости!