Инвестиции и кризис
Инвестиции в недвижимость – это всегда вложения в реальные активы. Ну а что считать реальным сегодня, в период кризиса?
В нынешней ситуации наиболее привлекательными и надежными объектами вложения представляются доступные по стоимости участки загородной земли, расположенные в небольшой удаленности от крупных городов на явно недооцененных направлениях. Речь о земле, оформленной в категорию, которая позволяет на ней строить. О земле с полученными на нее техническими условиями, подведенными коммуникациями (и желательно в будущих охраняемых коттеджных поселках). Такие участки всегда останутся в цене, причем эта цена будет расти вместе с темпами инфляции, а то и быстрее. И спрос на эти участки будет даже во время кризиса – к примеру, у людей, скопивших на первый взнос за квартиру, но не получивших из-за кризиса ипотеку.
Неплохим для кризисных инвестиций активом является уже готовая недвижимость, которую тут же можно оформить в собственность. Тем более что застройщики «втихую» уже идут на скидки в 30% и более, несмотря на то, что формально цены еще держатся. И не стоит слишком медлить: замороженные проекты означают резкое сокращение предложений. Спрос сейчас тоже ушел в «кубышку». Однако с первым послекризисным потеплением инвестиционного климата он из нее выйдет довольно быстро. А вот «маховик» предложения так же быстро не раскрутишь. Поэтому не исключено, что окончание кризиса ознаменует собой всплеск цен на квадратные метры. Причем этот всплеск могут не самортизировать даже «ждущие своего часа» инвестиционные квартиры. В любом случае, готовая и относительно дешево купленная недвижимость – это актив, который дорожает вместе с инфляцией. А в ряде случаев приносит еще и арендную плату.
Есть и третий вариант прибыльного вложения средств в недвижимость в период кризиса. Он подойдет для тех, у кого не хватает средств на приобретение дома, земли или квартиры. Заинтересует он и «продвинутых» инвесторов, понимающих преимущество диверсификации – т. е. рассредоточения рисков своих вложений по видам и классам недвижимости, фазам инвестиционного цикла, странам, регионам и валютным зонам. Оптимальной представляется покупка паев ПИФов недвижимости (причем желательно международных, доходность которых выражена в твердой валюте). Однако при этом важно определить, насколько портфель проектов того или иного фонда способен финансировать сам себя. Насколько полно вероятная выручка от уже реализованных проектов даст возможность финансировать начатые новые, и насколько девелоперская программа фонда независима от источников внешнего кредитного финансирования. Если проблем в этом плане нет, то кризиса рынка недвижимости бояться не стоит.
При адекватном притоке средств такой фонд становится для своих инвесторов инструментом коллективного заработка на кризисе. Это обеспечивается за счет того, что фонд входит своим ликвидным капиталом во все чаще появляющиеся сегодня уникально выгодные и оптовые ситуации, которые на розничном уровне, как правило, отсутствуют. При этом если такой фонд аудируется и регулируется по международным стандартам, его инвесторы получают столь необходимую во время кризиса прозрачность своих вложений, которую ни один российский застройщик пока, к сожалению, не предложит.
Конечно, перечисленными сферами вложений не исчерпывается весь список относительно привлекательных в кризисную пору инвестиционных возможностей. Да, круг их сейчас существенно сузился, но они есть. Причем стали заметно доступнее для рядового россиянина, чем это может показаться на первый взгляд. Надо только преодолеть стереотипы, «комфорт» привычного (который уже многих наказал деньгами) и попробовать хотя бы один раз использовать мировой опыт инвестирования. А западный мир, в отличие от российской рыночной экономики, пережил уже немало кризисов, подобных нынешнему.
Олег Батраченко, член экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку, президент международной финансовой Группы THOR