Квартиру по интернету не купишь, но обставишь
Если у первых зубров и чайников Интернет вызывал ассоциации с гигантской паутиной, то сегодня его вполне можно сравнить еще и с безразмерным супермаркетом. Ведь при желании в нем можно найти буквально все – от товаров первой необходимости до антиквариата. Но насколько реальной окажется польза от виртуальных сделок?
Лиха беда начало
Удивительная вещь: всего за несколько лет Интернет-технологии вошли в жизнь так прочно, что уже трудно представить риэлторское агентство, которое обходилось бы без представительства в глобальной сети.
– Если в 2004-м доля тех, кто изучал Интернет до того, как обратиться за консультацией в наш офис по телефону, составляла 10 процентов, то в нынешнем году она выросла до 55, – говорит Сергей Лядов, руководитель PR-отдела одной из компаний.
Цены на телеком падают, Интернет приходит в каждый дом, в результате риэлторы, застройщики и прочие участники рынка получают новый канал для связи с конечным потребителем.
– Возможности Интернета используются максимально широко, – сообщает Ольга Гусева, руководитель отдела маркетинга известной группы компаний. – Это и сайты с базами предложений, и сайты банков, на страницах которых можно узнать о существующих кредитных программах. Можно даже рассчитать ежемесячный платеж и необходимый уровень доходов для покупки конкретной квартиры, дома либо участка. Все больше застройщиков и агентств недвижимости рассматривают свои сайты не как простое представительство в Интернете, а как эффективный канал коммуникации. Они размещают на страницах всю необходимую информацию о выставленных на продажу объектах: метраж, планировка, расположение, вид из окон, цена… Здесь можно также знакомиться с документацией, отслеживать ход строительства домов.
Результаты анкетирований, проведенных среди покупателей квартир, показывают, что Интернет стал наиболее распространенным источником данных о компаниях и агентствах. При поиске информации им пользуются более 30 процентов клиентов. Впрочем, стоит отметить, что частота упоминаний и хорошая репутация далеко не синонимы. Неудивительно, что затраты на продвижение в Интернете для большинства компаний составляют не самую значительную часть расходов на рекламу и маркетинг.
Стройка в режиме онлайн
Что, собственно, готов нынче предложить Интернет? Какие технологии облегчают жизнь или, по крайней мере, помогают лучше общаться с покупателями?
– Размещение аналитических статей, роликов и баннеров дает возможность напрямую взаимодействовать с целевой аудиторией, тем или иным образом влиять на нее, – считает Елена Комова, директор по маркетингу компании «МИЭЛЬ-Новостройки».
За счет обработки данных о посещаемости сайта легко отслеживать потоки потенциальных покупателей. Более того, можно получать информацию об основных характеристиках покупательского спроса. Ради этого и вывешиваются на сайтах всевозможные онлайн-голосования.
Сейчас в ходу такие новинки, как онлайн-трансляции со строек (правда, в большинстве случаев подобные сервисы работают не лучшим образом и, в первую очередь, просто демонстрируют добрую волю застройщика).
Наконец, как принято говорить, Интернет-сайт – важная имиджевая составляющая любой компании, она отражает ее статус на рынке, уровень партнерских отношений и т.д.
Как отмечает Ольга Гусева, полная информация об объекте на сайте компании позволяет значительно сократить время поиска недвижимости и принять предварительное решение о покупке еще до выезда на объект.
– На корпоративном сайте нашей компании представлены новостройки, – рассказывает Елена Комова. – Схема расположения квартир, так называемая «шахматка», является функциональной. Поскольку дом изображен в разрезе, пользователь может «увидеть» все квартиры и выяснить, какие из них есть в наличии. Под схемой представлены все варианты планировок, изучив которые, можно выбрать понравившуюся. Причем схема интерактивна. Поэтажный план дома сориентирован по сторонам света. Если при обращении к «шахматке» возникают вопросы, то можно воспользоваться краткой инструкцией по работе с ней.
На Западе в последнее время набирают популярность виртуальные туры по квартирам и домам. Посетители могут посмотреть короткий видеоролик – человек с камерой неспешно движется по всем квартирам и обходит жилое здание. В России такого пока нет, но понятно, что появление подобного сервиса на отечественной виртуальной ниве всего лишь вопрос времени.
Отвлекающий маневр
Впрочем, не все участники рынка разделяют восторги по поводу Интернета.
– Если смотреть с точки зрения риэлторских компаний, то я не сторонник слишком уж «продвинутых» технологий, – говорит Светлана Абелян, руководитель филиала одного из агентств. – Сайты, перегруженные анимацией и всевозможными «приблудами», не нужны. Человек хочет купить квартиру, а мельтешение различных «удобств» часто отвлекает от этой задачи.
Как отмечает Ольга Гусева, использование Интернета, как средства продвижения продукта, актуально не для всех сегментов рынка. Например, в области элитной недвижимости ставка на Интернет мало оправдана. В гораздо большей степени он представляет интерес для компаний, реализующих крупные объемы типовой недвижимости, а не «штучные» проекты.
Вполне очевидно также то, что при всем богатстве Интернет-технологий мы имеем дело прежде всего с рекламным роликом (во всех его ипостасях). Ведь собрать реальную и объективную информацию о состоянии дел компании куда как непросто.
Однако помимо вполне невинного приукрашивания Интернет несет и более серьезную угрозу. Неслучайно наполовину заморское слово «кибермошенничество» уже прочно вошло в наш лексикон. Сегодня в киберпространстве существует немало баз недвижимости, которые предоставляют заведомо недостоверную информацию. Нередко «супервыгодное предложение» становится лишь приманкой для того, чтобы вытащить доверчивого пользователя в офис. А дальше, как говорится, дело техники. Чаще всего дело сводится к так называемым платным консультациям. С человека берут деньги за услуги в подборе жилплощади, а чтобы он потом не возникал, ему действительно предлагают несколько вариантов (контрактов). Правда, при ближайшем рассмотрении они оказываются совершенно неприемлемыми. На том сотрудничество и заканчивается.
За здравие или за упокой?
Для покупателя основной проблемой в Интернете была и остается актуальность предлагаемой информации. Но сеть – это либо бесплатно, либо почти бесплатно. А значит, информацию никто особенно не чистит и не проверяет.
Интересующийся покупкой пользователь сначала бывает поражен тем, как много всего предлагается. А потом не устает удивляться тому, что одно уже давно продано, другое продается, но по совсем иной цене, а третьего в природе и вовсе никогда не существовало… Поэтому, чтобы не впадать в крайность, нужно усвоить простую вещь: Интернет – не истина в последней инстанции, а всего лишь рабочий инструмент. Причем инструмент капризный, склонный к тому, чтобы чудить при каждом удобном случае.
– Через Интернет хорошо совершать мелкие покупки – приобретать бытовую технику или, например, заказывать пиццу, – считает Вадим Мартыненко, директор департамента вторичного рынка одной из корпораций. – Но вот квартиру человек вряд ли купит, даже если совершит по ней виртуальный тур. Все-таки слишком крупное это приобретение. Обязательно захочется посмотреть все вживую.
Резюме? Посещая on-line ресурсы, посвященные недвижимости, потенциальный покупатель жилья за считанные минуты получает информацию, которая ему нужна. Однако рассматривать это можно лишь как первый, предварительный шаг. И еще: осуществляя виртуальные изыскания, нужно не забыть проверить потом репутацию компании в реальном мире.