Вместо станции Разлив можно съездить в Тель-Авив
«На седьмой год оставь ее в покое, не трогай ее».
Или еще цитата: «Да будет суббота земли вам в пищу».
Стабильно непредсказуемо
Эти заимствования из Торы означают ни много ни мало как следующее: почву обрабатывать во всей стране, по всему Израилю, нельзя. Настоятельно не рекомендуется! Лишь только то, что родится само, можно рассматривать в качестве провианта. Да и то с оговорками: раздавать бедным – пожалуйста, продавать – ни в коем случае. За нарушение сих заповедей полагается наказание – малкот…
Так что на израильских рынках придется оставлять денег больше, чем раньше, ведь даже картошка приедет из-за границы. А американские причуды ездить на «пшеничном» топливе оборачиваются ростом цен на хлеб. Отсюда буханка белого – доллар, черного – два. А за два можно купить целую курицу… В итоге, если готовить самостоятельно, бюджет на семью из четырех человек может составить более $600.
Но это все-таки год седьмой. А чего стоит ждать от года нынешнего?
Если вас интересует недвижимость, то тут все, как говорят в народе, стабильно непредсказуемо. Хотя риэлторам абсолютно понятно, что в плане инвестиций наиболее интересна центральная часть страны. Но не стоит думать, что граничащие с Палестиной земли не пользуются спросом. Напротив, отмечается рост ипотечных покупок в этом районе.
Посредников просят не беспокоиться
70 процентов населения имеют свою жилплощадь – от 70 до 90 кв. метров. Остальные пока живут на съемных квартирах. Среди этой категории много молодежи, стремящейся получить независимость от родителей. И тут стоить учесть колорит страны и особенности национальной квартиросдачи (а заодно – квартиропродажи и квартиропокупки). В Израиле редко прибегают к услугам посредников. Разве что иностранцы обращаются к маклерам. Так что о профессии риэлтора нельзя сказать, что она в этой стране высокооплачиваемая. 1–2% от нечастых сделок совсем нельзя сравнивать с нашими столичными процентами.
Уникальность израильского рынка недвижимости состоит еще и в том, что первичное жилье здесь дороже вторичного.
Беседка и кактус
В Израиле почти каждый в душе предприниматель. И об этом не стоит забывать. С израильтянами всегда можно договориться – они понимают смысл жизни и чувствуют кайф торговли. Хотя, конечно, встречаются и упертые экземпляры, которые никуда не спешат и при этом хотят получить кучу денег. Их объявления с завышенной ценой могут красоваться на страницах газет или просторах Интернета и два, и три года, однако эти скопидомы не сбросят ни шекеля. Хотя, повторю, гораздо чаще удается договориться без проблем.
Теперь о ценах. К примеру, в центре Бер-Шевы (город на юге страны, 185 тыс. жителей) можно снять флигелек с кухонькой при хозяйском доме за $480 с мебелью (скорее всего, довольно ветхой). Можно рассчитывать в качестве приложения и на сад (но из-за дороговизны воды вас, как правило, будет ждать пустынный и экзотический натюрморт: кактус плюс беседочка). Дефицитную влагу предпочитают не тратить попусту – побывавшую в употреблении отправляют на грядки. Даже в общенациональном хозяйстве сточные воды очищают и ими поливают поля.
По причине плотности близко стоящих домов придомовые территории крохотные. Зато фрукты на рынке – круглый год, а картошку сажают аж пять раз в году.
Снять квартиру в две-три комнаты в Бер-Шеве обойдется в $600 (с той же скромной меблировкой). Причем можно не платить за длительный срок вперед, а сторговаться на том, что вы даете 12 банковских чеков на имя хозяина. И он каждый месяц будет посещать финансовое заведение и получать свою арендную плату. При заключении договора достаточно написать расписку от руки, что ничего ломать и крушить не будете. И вписать паспортные данные. Этого хватит для обращения в суд…
При покупке жилья обращаешь внимание, что разницы в цене между домами и квартирами почти нет. Иногда солидный дом стоит лишь чуть-чуть дороже, чем квартира.
Недвижимость покупается не спеша. Деньги передаются в присутствии юриста. Он оформляет сделку и занимается проверкой юридической «чистоты» объектов, что обойдется всего в 1% стоимости покупки. При обычном ходе дел регистрация и прочая волокита длится полгода.
Если объект зарегистрирован в Бюро регистрации недвижимости, значит, земля, на которой стоит дом, принадлежит владельцам квартир; если в Управлении земель Израиля, то квартира принадлежит владельцу, а земля, на которой стоит дом, – государству.
Существует еще один способ регистрации – двойной: в Управлении земель и в строительной компании. Это означает, что строительная компания взяла у государства землю в долгосрочную аренду, построила жилье и ведет в своих книгах регистрацию проданной недвижимости. Таким образом, юристу будет над чем попотеть.
Вода обходится в среднем в $100 за два месяца. Первые кубометры идут по самой низкой цене, а дальше придется экономить. Только на севере страны есть центральное отопление. В остальных районах все выглядит иначе – здесь вовсю используют солнечную энергию. Бойлеры устанавливаются на крышах. К ним присоединены солнечные зеркала. В жару включают кондиционеры и вентиляторы. А когда холодает, «кондеи» работают на подогрев.
Без видов на гражданство
Недвижимость в Израиле продается всем, включая иностранцев. Радует и отсутствие между Россией и Израилем двойного налогообложения. Так что русскому нужно будет заплатить обычный для израильтянина налог. Но при продаже первой недвижимости в любое время, а также последующей – каждые четыре года вы освобождаетесь от налога на прибыль. Если же продажа произошла раньше, то такая операция переходит в категорию спекуляции, и прибыль облагается 50-процентным налогом. Израильтяне относятся к россиянам с симпатией и гражданину РФ могут даже предоставить ссуду под 5% годовых. Нужно лишь иметь солидный счет в банке или представить справку о доходах на родине за предыдущий год и распечатку из своего банка за последние три месяца.
При всем том недвижимость не является залогом получения гражданства, равно как и у нас.
Возможны скидки
В любом случае покупка недвижимости в стране, туристический рынок которой неуклонно растет, – выгодное вложение средств. В 2007-м в Тель-Авиве и центральном регионе цены на квартиры возросли более чем на 30%. И 40% квартир приобрели иностранные резиденты.
На сайтах можно найти весьма интересные предложения – со скидкой 8–15% от рыночной цены. Если объект выставляется на «немедленную продажу», дополнительная скидка в размере 10% приятно вас удивит.
Само собой, покупатели стремятся вложить деньги в лучшее. Элит-класс привлекает сравнительной доступностью цен (и последующим их ростом), а также конфиденциальностью, комплексностью и качеством услуг. Даже в Иерусалиме возводят новые башни повышенного комфорта. И таких комплексов строится все больше. Цена квадратного метра колеблется от $14 тысяч до $18 тысяч. Причем когда известный израильский бизнесмен или политик покупает квартиру в каком-то элитном комплексе, цены на остальные квартиры, расположенные в нем, тут же поднимаются.
В коммуне остановка!
Можно просто изучить объявления о продаже на рынке и разобраться в ценах. Покупка однокомнатной квартиры ближе к центру Тель-Авива обойдется сегодня в среднем в $100–150 тысяч. За эти же деньги можно приобрести четырехкомнатную на окраине.
Цены на пентхаусы с видом на море начинаются от $1 000 000. На периферии, конечно, дешевле – пропорционально удаленности от столицы.
Арендная плата может составить 7–8% стоимости недвижимости, но не в Тель-Авиве или Иерусалиме, там ставка аренды не превышает 3–4% цены квартиры или дома. Не считая района Генисаретского озера (или озера Кинерет), где сам Господь Бог не позволил бы отдавать недвижимость задешево.
Возможно, в свое время вы были наслышаны об общинах, в которых можно получить жилье. Теперь подобная романтика доступна лишь для молодежи, которая хочет поехать в Израиль, чтобы просто изучить язык. Кибуц – это коммунальная группа, где все трудятся то на одном, то на другом месте, но едят и спят в одинаковых условиях. Сегодня может достаться тяжкий труд на кухне, завтра – еще более тяжкий в поле, послезавтра – в прачечной. «Тот же колхоз, только с урожаем» – как шутил Геннадий Хазанов.
Когда движение зарождалось, в кибуцы приехало немало людей, которые потом образовали семьи. Но если раньше сюда стремились в основном репатрианты, нынче ситуация поменялась. И попасть в кибуц крайне сложно – все места заняты. Лишь некоторые из коммун разрешают приехать и поработать у них либо за деньги, либо по контракту. Ветераны движения настолько привыкли жить (пускай не в хоромах) и обслуживаться в кибуцах, что нипочем не уходят из них и остаются верными группе. Например, профессор в университете зарабатывает приличные деньги, но оставляет себе только их десятую часть, остальное – отдает общине.
Так что Израиль, как писали в свое время советские журналисты, выбравшиеся за рубеж, – страна контрастов. И это надо учитывать.