Кино – отдыхает!
Дважды в год, осенью и весной, в Каннах проходят международные выставки, тема которых – инвестиции в недвижимость. Одна – осенняя, MAPIС, посвящена коммерческой недвижимости, сектору торговых помещений. Вторая – весенняя, MIPIM, больше ориентирована на жилой сектор, развитие городов.
Прошедшая недавно выставка показала, что такое разграничение довольно условно. Развитие городов происходит комплексно – строятся жилые кварталы, инфраструктурные объекты. А новые многофункциональные центры, торгово-офисные, часто включают в себя и жилую часть. Апартаменты, например.
Со стороны участников рынка недвижимости и строительства стало уже традицией приберегать к Каннам самое интересное – то, что может вызвать серьезный интерес у иностранных инвесторов. А сюда их съезжается немало. Число участников нынешней выставки составило 21 415 (на 21% больше, чем в 2005 г.), конечных пользователей и инвесторов – 5406 (на 16% больше, чем в 2005 г.), компаний-экспонентов – 2277, стран – 74. Выставочных площадей – более 20 тыс. кв. м. Выставку посетило 570 журналистов из разных стран.
Прямо у моря. На берегу
Число российских участников ежегодно увеличивается на 25%. И если раньше областные администрации посещали выставку неофициально, то в этом году многие из них представляли свои проекты на собственных стендах. Так, по поручению главы Минэкономразвития Германа Грефа руководитель ГАО «ВВЦ» Мухаммед Мусаев организовал павильон регионов России. И хотя павильон по размеру немаленький, туда попала лишь часть экспонентов – всего из 18 регионов. Остальные выбрали другие площади. Отчасти это объясняется повышенными экспозиционными амбициями отдельных субъектов РФ. Гигантским, например, был стенд Краснодарского края (500 кв. м), чуть меньше – Татарстана. Они расположились в отдельном павильоне по соседству со стендами Московской области и Сингапура.
Впрочем, с площадями у выставки проблем нет: постепенно пространство расширяется за счет прибрежной полосы, окружающей каннский Дворец фестивалей. Часть известных компаний предпочли разместиться прямо на яхтах. Конференции и вечеринки проходили и в самом дворце, и в расположенных вдоль бульвара Круазетт отелях, на яхтах и даже пляже.
Нам не впервой
Нынешнее участие россиян ознаменовалось несколькими новациями. Во-первых, как уже было сказано, появлением стенда российских регионов, где были представлены сотни проектов, причем довольно масштабные. Чего стоит только «Академический», рассчитанный по сроку освоения на 15 лет и на бюджет 30 млрд. долларов. Вырастет новый город неподалеку от Екатеринбурга.
На выставке было объявлено и о новых столичных проектах. Англичанин лорд Норманн Фостер лично провел презентацию проекта «Зарядье», куда войдет многофункциональный концертный зал, филармония, музей, театр-варьете и банкетный зал. Как было заявлено на презентации, «проектом устраняется «немасштабность» существовавшего здания гостиницы «Россия» и создается комплекс, демонстрирующий уверенность в огромных перспективах развития Российской столицы».
Еще одна компания объявила о начале реализации крупного проекта в сфере элитного жилья. «Имперский дом» будет построен на Якиманке. По словам коммерческого директора, «это – последнее место в Москве с видом на Кремль». Дом клубного типа на 16 этажей и 60 квартир архитектурно напомнит «сталинскую» высотку, но в несколько обновленном варианте. Объем инвестиций проекта – 250 млн. долл.
Небольшой, но уникальный по архитектуре будет Capital Hill. Это проект экстравагантного загородного дома, автором которого стала всемирно известная Заха Хадид. Внешне – яхта, на самом же деле этот полупрозрачный дом появится на Рублевке. Стоимость объекта и имя владельца пока держатся в тайне.
Что изменилось
Подводя итоги 10-летнего участия правительства Москвы в Каннской выставке, на итоговой пресс-конференции руководитель Стройкомплекса столицы Владимир Ресин назвал цифру: за это время в Канны было привезено 350 проектов, 75% из них уже реализованы. Компаниям, активно участвующим в градостроительном процессе и развитии города, были вручены памятные знаки «Инвестор Москвы».
Сколько существует выставка MIPIM с участием русских, столько и обсуждается вопрос: а зачем, собственно, ездить в Канны? Или MIPIM – это имиджевое (читай – развлекательное) мероприятие для чиновников и представителей бизнеса? Как утверждают эксперты рынка, да, имиджевое. Стране, долго пребывавшей за железным занавесом, надо показать свою готовность соответствовать международному уровню и стандартам ведения бизнеса. Кстати, впервые за эти годы выставку посетило значительное число столичных журналистов. Организовала поездку компания «Вашъ Финансовый Попечитель».
Участники уже сегодня информируют о достигнутых результатах. Кубань, например, представившая на MIPIM 1,4 тыс. инвестиционных проектов на 47 млрд. евро, заключила 6 инвестиционных соглашений на 650 млн. евро. А вот информация, касающаяся небольшого города Ейска в Краснодарском крае: желание вложить средства в развитие гостиничного бизнеса и строительство грязелечебниц в городе изъявили иностранные инвесторы. Одну австрийскую компанию привлекли перспективы открытия в Ейске производства строительных материалов. Но тут же появились российские конкуренты – они предложили создать и гостиничный комплекс, и центр морского транспорта, и проч., и проч.