03:02:37
27 июля 2024 г.

Под крышами Парижа

Во Франции насчитывается 3 миллиона человек, чьи жилищные условия можно назвать плохими. 86 тысяч вообще не имеют никакого жилья, 200 тысяч вынуждены проживать в гостиницах или ютиться по друзьям или родителям, полмиллиона французов живут во временных или ветхих домах, а 2 миллиона считают свои дома жилищами, лишенными элементарного санитарного комфорта.Эти цифры были приведены в докладе одной из уважаемых благотворительных организаций – Фонда аббатства Петра. Он был опубликован в марте 2002 года – как раз перед президентскими и парламентскими выборами.
В то же время, согласно данным переписи населения 1999 года, количество свободных домовладений во Франции увеличилось почти до 2 миллионов (по сравнению с 850 тысячами в 1962 году), и число их в больших городах продолжает стремительно расти.

Кто займет свободные места?
Итак, в 1999 году около 7% всего жилищного фонда было свободно. В иных регионах этот процент был гораздо выше: например, в Париже, который ультралевые называют «столицей жилищных проблем», он равнялся 10,1%. Парижане тоже стоят в жилищной очереди: по данным на конец 2001 года, в Париже было подано 100 тысяч заявок на социальное жилье (из них более 89 тысяч – «первоочередники»). При этом лишь 14% всей парижской жилищной недвижимости относилось к социальному фонду.
Различные финансовые институты готовы были предложить 15 тысяч квартир на условиях коммерческого найма, но городские власти не имели финансовой возможности их принять. Темпы строительства нового жилья, увеличившиеся по сравнению с предыдущим годом, тем не менее, в 1999 году лишь достигли уровня 80-х (более 300 тысяч новых квартир в год).
Тревожная цифра, приведенная в докладе, касалась числа французов, выселяемых из занимаемых квартир. Одна из причин – неуплата аренды. Цифра эта растет: по данным Министерства внутренних дел, в 1999 году их было 43 017 человек, а в в 2000 году – 45 828. И ничего с этим не поделаешь – бессильным оказывается даже закон о борьбе против выселений. Наиболее критично положение столичного региона: на долю Парижа в конце 90-х приходилась треть всех выселений по стране.

«Город контрастов»
Социальное неравенство наиболее ярко проявляется в распределении жилищного фонда. В 1996 году INSEE было проведено исследование, которое показало следующую картину: 61% французов является собственниками одного жилья, 18,2% имеют уже две квартиры, у 15% от трех до пяти домовладений и, наконец, 5,8% – обладатели более пяти жилищ. Последних – около 160 тысяч семей, они хозяева более 1 миллиона квартир. В это же время в Париже ежегодно умирают на улице 60 человек, не имеющих вообще никакого пристанища (это данные пожарной службы, так как официальной статистики не ведется).
Несмотря на разработанный правительством план строительства социального жилья, предполагающий ежегодный ввод в строй 3 200 квартир, жилищная проблема во Франции не потеряет свою остроту еще как минимум несколько лет.
Хотя определенные улучшения уже есть. В докладе Министерства жилья, транспорта, туризма и морей, подводящем итоги первого полугодия 2003 года, было отмечено, что в этот период число квартир, предназначенных для социального найма, дошло почти до 14,5 тысячи, что на 48% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего до конца 2003 года планируется ввести в строй 55 тысяч единиц социального жилья, благо, государство подтвердило свое намерение поддержать кредитами предусмотренную в законе о финансах и утвержденную в июне 2003 года программу финансирования подобного жилья.

Антикризисные меры
Реально во Франции существует два типа финансовых институтов, занимающихся инвестициями в недвижимость: это институты земельного кредита и кредитные учреждения (банки и сберегательные кассы). Финансирование имеет несколько форм: инвестиции в строительство или приобретение жилья (так называемые «вложения в камень»), непосредственная помощь жителям, налоговые послабления, займы. Институты земельного кредита – организации с преобладающим участием государства. Их специализация: средне– и долгосрочные ссуды на строительство или приобретение жилищной собственности. Кредитные учреждения, как правило, ориентированы на выдачу краткосрочных кредитов, хотя, в некоторых случаях, банки могут предоставить вам заем и на длительный срок.
То, что называется «вложения в камень», – целиком на плечах государства. Вообще же, существует четыре вида подобной государственной помощи:
– финансирование жилья, предназначенного для социального найма (PLA или PALULOS);
– ссуды малообеспеченным семьям на строительство или приобретение жилья (РАР);
– страховые взносы на улучшение жилищных условий (владельцам, которые сами проживают в сдаваемых ими домовладениях) (PAH);
– дотации и субсидии арендодателям, не проживающим в своих собственных домах, но желающим улучшить условия для проживания своих квартиросъемщиков (ANAH).
Финансовая помощь гражданам бывает двух видов:
– персонифицированная помощь квартиросъемщикам, непосредственно занимающим жилье по линии социального страхования или же выплачивающим ссуду на строительство или приобретение жилья (РАР). Размер подобной помощи рассчитывается в соответствии с уровнем доходов и количеством иждивенцев;
– денежные пособия – любому, кто оплачивает свою квартиру или выплачивает долг по ссуде за основное жилье. Величина их зависит от места проживания и размера доходов обратившегося за подобной помощью человека.
Тут уместно упомянуть и так называемый «предпринимательский процент». Частные предприятия со штатом более 10 работников обязаны разделить с государством бремя финансовой помощи в решении жилищных проблем нуждающихся в этом. Они отчисляют на эти цели деньги, которые затем предоставляются их работникам в виде субсидий.
Также французы могут получить ссуды на выгодных для них условиях по так называемому плану накопления на жилье (вплоть до финансирования второго жилья), при этом государственный взнос учитывается при исчислении налогов. Те, у кого доходы невелики, могут взять беспроцентный кредит в банке или кредитном учреждении при условии, что это первая покупка жилья.

Жизнь взаймы – лучший выход?
Разработанные схемы кредитования обретают особую актуальность в связи с проведением заявленной в начале 2003 года пенсионной реформы: во Франции множатся призывы вкладывать свои накопления в приобретение недвижимости.
Если сегодня десять работающих финансируют двоих пенсионеров, то, согласно демографическим прогнозам, к 2040 году на их плечи ляжет бремя работать уже на семерых, ушедших на пенсию. Причем, по новым правилам, каждый волен будет сам определять свой пенсионный возраст. Таким образом, при сохранении существующей распределительной системы уже в недалеком будущем пенсионные отчисления возрастут в 3,5 раза, и более 55% дохода работающего француза будет идти на финансирование пенсионеров.
Напомним, что сегодня каждый француз в обязательном порядке отчисляет около 15 % от своей зарплаты в фонд социального страхования при оплате труда, превышающей 2432 евро ежемесячно или 29184 евро в год. При ежегодном доходе в 29184 евро обязательные пенсионные взносы работодателей и работников ежегодно составляют 4304 евро.

Наталья Самарина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация