У формулы уши торчат!
Минрегиону удалось снизить рыночную стоимость московского жилья аж до 25,1 тысячи рублей за квадратный метр. Для чего потребовалось применить новейшие, прогрессивные технологии. Правда, не строительства, а подсчета цены.
Своим приказом Министерство регионального развития утвердило среднюю рыночную стоимость одного «квадрата» по субъектам РФ. Такие ориентиры необходимы для расчета размера субсидий в рамках целевой программы «Жилище». Для Первопрестольной цена установлена на уровне 25 100 рублей.
Когда в потоке новостей я увидел эту цифру, то подумал, что коллеги допустили «ляп», и в ленту попала информация четырехлетней давности. Такой средняя цена была весной 2002-го. Сегодня (вынесем за скобки элитное жилье) она составляет в Москве 89 тысяч. Даже если ограничиться типовыми панельными домами на окраине, то и в этом случае правительство города, которое никак не упрекнешь в расточительстве, установило для расчета субсидий цену в полтора раза выше – 36 467 рублей. Не могли же в Минрегионе забыть осенний призыв президента – перестать водить людей за нос, занижая размер субсидий? Но оказалось, ошибки нет: пирожок только что из печки – цена действительна на II квартал 2006 года.
Подобная цифирь, максимально оторванная от любых реальностей, давно разжигала мое любопытство: как она появляется? На сей раз повезло: вместе с итоговыми результатами министерство опубликовало методику расчета, приведя хитроумную формулу. Возможно, надеялось, что никто в подобной «высшей математике» разбираться не станет. Ну, а мы попробуем это сделать.
Для начала авторы берут среднюю цену типового жилья на вторичном рынке. Собственно, на этом нужно бы и остановиться. Но нет, к ней подмешивают цену жилья на первичном рынке, добавляют себестоимость строительства и выводят среднее. Но ведь так нельзя! Новостройки продаются дешевле, в том числе по той причине, что потом их надо достраивать (настилать полы, штукатурить стены, устанавливать сантехнику). И все это стоит денег. А жилья по себестоимости в природе вообще не существует. Если в рамках одной из социальных столичных программ его и продают по себестоимости, то на эту программу не распространяется механизм субсидий. Тут уж или – или.
Дальше следует такой кульбит: из полученного среднего вычитаются затраты… на нотариуса, риэлтора и госрегистрацию. С какой стати? Их ведь никогда и не было в рыночной цене. Более того, уж если вы вспомнили про накладные расходы, то их надо прибавлять, а не вычитать!
Недоумевать и возмущаться можно было бы и дальше, хотя и без того ясно, что формулу исходно сориентировали под заданный конечный результат. Зачем? Тут допустимо лишь предположение: кто-то в очередной раз хотел понравиться руководству. Но в результате столь невинного и вполне извинительного стремления офицер, к примеру, получит теперь по этой методике 850 тысяч рублей. Приехав в Москву, защитник родины потребует за такие деньги типовую квартиру. А в столице этой самой родины приличная комната стоит вдвое дороже…
Обманутых дольщиков сплошь и рядом пытаются упрекать: дескать, погнались за халявой, купились на бесплатный сыр. И вообще, о чем вы думали, отдавая свои кровные очевидным мошенникам? Ведь только мошенники могут предлагать жилье по 900 долларов, когда всем хорошо известно, что такого жилья не бывает. Оно стоит, как минимум, вдвое дороже. Но теперь дольщики с полным основанием ответят: «Ничего подобного! Это нормальная средняя рыночная цена. Она утверждена в Минрегионе и зарегистрирована в Минюсте».