Московская жилищная газета

Строительство

Опубликовано на сайте: 02 августа 2010 г. 10:00
Публикация в газете: №28 (803) от 29 июля 2010 г.

Москва не сразу строилась

Москва не сразу строилась

Как строилась и перестраивалась Москва за свою долгую жизнь? Какое наследство нам досталось? Какие генеральные планы развития города принимались в прежние годы и как они отразились на современном облике столицы? Сегодня, когда принят Генплан развития Москвы до 2025 года, эти вопросы звучат особенно злободневно. Ответить на них мы попросили депутата Мосгордумы, председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова.

Минимум комфорта, максимум проблем

– Обратимся к истории. Москвичам, наверное, обидно будет узнать, что в начале минувшего века наша нынешняя столица считалась одним из самых неблагоустроенных крупных городов Европы. В большинстве домов не было водопровода и канализации, воду возили бочками.

Усилиями городской думы организовали сначала конку – конную железную дорогу. Потом по рельсам пошел трамвай, а в некоторых столицах Европы уже имелся метрополитен. По московским улицам, засыпанным гравием, или вымощенным брусчаткой, побежали автомобили. Заработали электростанции (в помещении первой из них сейчас находится «Малый манеж»), появилась телефонная связь.

Стали строить многоквартирные дома. У представителей среднего класса в собственности квартир было немного, в основном жилье нанимали. Нанять хорошую квартиру стоило дорого – примерно 400 золотых рублей в год. А большинство горожан ютились в съемных помещениях коечного или коечно-коморочного заселения. Самые бедные жили в ночлежных домах, которые замечательно описали Гиляровский и Горький.

Зимой и летом в город прибывали сотни тысяч трудовых мигрантов: на фабрики и заводы, стройки съезжались крестьяне не только из Подмосковья – со всей центральной России. Преступность была очень большая, самая дурная слава закрепилась за Трубной улицей (Грачевкой) и Цветным бульваром. Полиция не справлялась, да и сама была в значительной степени коррумпирована и ненадежна.

Наиболее острыми считались проблемы жилья, транспорта, преступности и трудовой миграции.

– Прошло сто лет, а трудности примерно все те же...

– К сожалению, именно так. Но подобные проблемы вообще характерны для большинства крупных городов.

В городской думе в то время, о котором идет речь, обсуждался вопрос о строительстве метро, но против выступили и либералы, и патриоты, полагая, что строительство приведет к тотальному воровству городских средств. По рукам ходили «Протоколы сионских мудрецов», изготовленные в недрах австрийской и российской политической полиции. В «Протоколах» прямо говорилось, что «мудрецы» собираются с помощью метро подрыть города, чтобы они провалились под землю. Так что вопрос с метрополитеном был надолго отложен.

Генпланов громадье...

– Ну а когда появился первый генплан?

– Первый дореволюционный был принят еще при Екатерине II в XVIII веке, а первый советский – после свертывания НЭПа.

Советское правительство пожелало превратить Москву в столицу пролетариев всего мира. Лучшие архитектурные умы предложили две главных концепции. Согласно первой следовало сохранить исторический город, а новый строить рядом. Второе предложение было более радикальным – снести старую Москву, кроме нескольких сотен исторических памятников и крепких домов начала века, и построить на этом же месте фактически новый город.

Генеральный план, утвержденный в 1935-м, отверг оба эти подхода. Была принята концепция частичного сохранения исторического облика и строительства нового города.

К столице присоединялись большие подмосковные территории. Новые московские районы сохранили названия деревень – Черемушки, Бирюлево, Тропарево и другие. Намечена была реконструкция центра, снос многих памятников истории и культуры. На месте Китай-города планировалось возвести два огромных административных здания. Снесли храм Христа Спасителя, Иверские ворота, Страстной монастырь, Казанский собор, массу церквей, в том числе – кремлевских...

Война остановила это варварство. Но ненадолго.

– Часто приходится слышать о том, что многие сегодняшние проблемы города связаны с решениями, принятыми еще в 1930-х.

– Генплан 1935 года взял за основу радиально-кольцевую планировочную структуру развития города. При этом исходили из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. Городу грозила радикальная перестройка.

Генплан предусматривал, что население столицы должно быть не более пяти млн человек, а ее территория увеличивается с 285 до 600 кв. километров. Планировалось массовое жилищное строительство с укрупнением кварталов застройки с одного-двух до 9–15 гектаров. Решено было отказаться от сети переулков, а на магистралях, расширенных до 30–40 метров за счет сноса зданий, ликвидации клумб и газонов, возводить высокие дома до 14 этажей.

Намечалось строительство трех сквозных магистралей, пересекающих центр. Бульварное кольцо замыкалось в Замоскворечье, внутри Садового кольца должны были появиться проспекты-дублеры – Ново-Арбатский и Ново-Кировский. Предполагалось завершить «расчистку» Охотного Ряда – Моховой от старых домов, что и было сделано.

К счастью, не все замыслы были реализованы полностью, но даже от того, что удалось воплотить, исторический город сильно пострадал. Ну а положительная сторона того первого советского Генплана – создание защитного лесопаркового пояса в радиусе 10 километров от новых границ города.

Курс на блочное домостроение

– На какой период был рассчитан Генплан 1935 года?

– Разрабатывался Генплан под руководством Хрущева, когда он был первым секретарем Московского горкома партии, и рассматривался как руководство к действию вплоть до начала 1970-х. Правда, в 1951-м был принят Десятилетний план реконструкции Москвы до 1960 года. По сути, это модифицированный генплан 1935 года – с новыми предложениями по застройке столицы, основных магистралей, освоению резервных территорий. Намечался постепенный переход на блочное домостроение, типовые проекты для массового жилищного строительства.

В 1960 году приняли «промежуточный вариант» генплана. Границы Москвы расширялись до строящейся МКАД, увеличивалась площадь лесопаркового защитного пояса столицы. В городе были построены Кремлевский Дворец съездов, Останкинская башня, гостиница «Россия», комплекс зданий на Новом Арбате и многое другое.

Новый масштабный генплан был принят в 1971 году. Некоторые его проекты реализуются и сегодня: создание восьми территориально-планировочных зон с «новыми центрами притяжения», где планировалось построить крупные культурные, общественные, транспортно-инфраструктурные комплексы, Третье транспортное кольцо. Были спроектированы четыре хордовые скоростные магистрали, проходящие в стороне от центра города. Надо сказать, нехватка хорд особенно остро ощущается в настоящее время. Но все территории, зарезервированные под эти магистрали, были застроены. В проекте развития метро также значились четыре хордовые линии.

Город и область – вместе или раздельно?

– Чем отличался генплан 1971 года от предыдущего?

– Впервые было задумано совместное развитие Москвы и Подмосковья. В 1984-м к столице присоединили новые территории за МКАД, а позже, в 1986–1989 годах, разработали предложения по «перестроечному» планированию. Предусматривалась децентрализация, фактически стирание границ между городом и областью. Такую стратегию развития предусматривал План развития Москвы и Подмосковья до 2010 года.

При этом учитывались тенденции развития крупнейших мегаполисов мира: разрастание ввысь и вширь городской агломерации с населением в 15 млн человек с общим рынком труда и жилья, возникновение районов новостроек различной этажности в 20–50 километрах от МКАД. Но после завершения советского периода осуществить этот план не удалось.

В 1992 году был принят Федеративный договор, согласно которому Москва и Подмосковье стали самостоятельными субъектами федерации.

– Как изменилась градостроительная деятельность в столице после 1990 года?

– До 1991-го существовали централизованно управляемый консолидированный бюджет страны, государственная собственность на землю, система госзаказа. Государственными были генеральные подрядчики и конкретные производители работ. Москвичи при этом не принимали никакого участия в решении градостроительных вопросов.

После 1993 года расширились возможности привлечения частных средств для проектирования и строительства. Возникла необходимость модернизировать градостроительное планирование. В 1999-м разработали новый генплан, который значительно отличался от советских вариантов. Советская система ушла в прошлое, бюджет Москвы обособился от федерального, появилась значительная свобода в принятии решений, в строительство пришли частные деньги. Среди покупателей и арендаторов тоже появились частные лица.

Одним из субъектов градостроительной деятельности стала городская общественность, которая пожелала участвовать в обсуждении и принятии решений.

С учетом инвестиций

– Генплан 1999-го, разработанный на период до 2020 года, часто называют генпланом возможностей или генпланом инвестиций...

– Город стал рассматриваться как обособленный субъект федерации. Были запланированы Четвертое транспортное кольцо, второе кольцо в метро, скоростной трамвай, частичная ликвидация промзон, комплексная реконструкция кварталов застройки 1950–1960 годов, «Москва-Сити», «Новое кольцо» высотных зданий в периферийных районах города и многое другое.

27 апреля 2005 года был принят закон города Москвы № 14 «О Генеральном плане города Москвы». Сегодня этот генплан развития столицы обновлен и принят в новой редакции до 2025 года.

Светлана Амелехина

Другие статьи на тему: Строительство

  • Константин Тимофеев: Всех пострадавших дольщиков обеспечат жильем
    Инвестиционный климат в столице меняется. О том, какие принимались меры в уходящем году по ранее приостановленным контрактам, как решались проблемы обманутых дольщиков и о судьбе долгостроев шла речь на пресс-конференции председателя Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Константина Тимофеева.
  • Большая Москва на фестивале архитектуры
    С выставкой лучших проектов международного конкурса по разработке концепции развития Московской агломерации мы познакомили читателей еще в сентябре («КР», №№ 34, 35). На прошлой неделе эта экспозиция переместилась в Центральный выставочный зал «Манеж». Здесь проходил Международный фестиваль архитектуры «Зодчество–2012». Самое время награждать победителей.
  • Некрасовка: красивое открытие года
    Этот район на Юго-Востоке столицы называют самым строящимся. Основной городской площадкой для возведения жилья Некрасовка стала в прошлом году, когда к ней присоединили 578 га Люберецких полей. Сегодня здесь высятся красавцы-дома, появились первые улицы и кварталы. В 2012 году Некрасовка на конкурсе «Московский дворик» удостоилась награды в номинации «Открытие года. Лучший район Москвы по благоустройству». Корреспондент «КР» побывал на новых землях и оценил перемены.
  • Спальные районы засеют «кукурузой»
    В спальных районах Москвы будут строить 12-этажки с парковками на двух нижних этажах, сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
  • Юсиф Самедов: Транспортная система будет интеллектуальной
    На Западе столицы транспортные проблемы накапливались годами. Как и вся Москва, округ задыхается от пробок, испытывает дефицит парковочных мест. Серьезных изменений требует организация движения общественного транспорта. Обо всех этих проблемах и путях улучшения дорожной ситуации корреспондент «КР» беседует с заместителем префекта Западного округа Юсифом Самедовым.