23:30:44
11 апреля 2021 г.

Новые песни о старом

ЖКХНедавно глава госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Фонд ЖКХ) Константин Цицин сообщил, что на переселение россиян из аварийного и ветхого жилья в
2010-м фонд выделит 40 млрд рублей. Часть «аварийщиков» уже в этом году сможет переехать в коттеджи и таунхаусы, построенные на средства госкорпорации.

Отстающих урежут

Впрочем, благая весть касается далеко не всех. Регионам, отстающим в выполнении программ фонда в 2010 году, К. Цицин грозит сокращением финансирования – вплоть до полного.

К Москве эти 40 млрд уж точно никакого отношения не имеют.

Напомним, чтобы сохранить возможность дотировать москвичам из городского бюджета оплату ЖКУ и капремонт жилья, правительство столицы еще в 2008 году отказалось от использования средств Фонда ЖКХ в размере 8 млрд рублей. Город не пожелал выполнить главное условие получения средств фонда – перейти на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ (в 2008 году город оплачивал 45% себестоимости содержания жилья). Правительство Москвы заявило, что считает доходы москвичей еще не достигшими уровня, при котором они готовы сами оплачивать свое жилье. «Второе условие фонда, – говорилось в заявлении, – обязать владельцев квартир профинансировать 5-процентную стоимость капремонта. В подавляющем большинстве случаев москвичам это не по карману. Поэтому и было принято решение отказаться от этих миллиардов».

С тех пор позиция Москвы не изменилась. На предложенные регионам 40 млрд столичный мэр заявил, что город не перейдет на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, несмотря на давление, которое оказывается некоторыми министерствами. Как сказал Юрий Лужков, этот шаг недопустим, поскольку доходы граждан и так небольшие. Он отметил, что сейчас город берет на себя 39% расходов по обслуживанию жилищно-коммунального сектора.

Что же до других непокорных, которым грозит отказ в финансировании, то, например, в Брянской области план по расселению ветхого и аварийного жилья выполнили менее чем на 70 процентов. А у Курганской и Нижегородской областей другая беда – эти регионы, как и Москва, не перешли на монетизацию льгот. Во Владимирской области была та же проблема, и чтобы не лишиться федеральных средств на капремонт домов, депутаты приняли многострадальное решение о монетизации коммунальных льгот – с 1 апреля 2010 года (прежде решение переносилось дважды: парламентарии опасались реакции широких масс).

Комплексно, по-крупному

Всего в 2010 году сфере ЖКХ от фонда достанется 87 млрд рублей вдобавок к израсходованным ранее 166 млрд. Таким образом, финансовое вливание государства в фонд исчерпается объемом 240 млрд, а значит, и сама госкорпорация должна будет прекратить существование: выделять регионам станет нечего.

Однако фонд освоил такое доходное дело, как размещение свободных средств в депозитах и ценных бумагах, и это позволяет ему получать дополнительные средства. В 2011 году эти деньги, пообещал К. Цицин главе правительства РФ во время их встречи в середине февраля, направят на капремонт. То есть госкорпорация еще поживет. Но недолго.

А что дальше? Регионам останется уповать лишь на родное Минрегионразвития. И там, похоже, уже готовятся взять на себя тяжкое бремя фонда. Как сообщила директор Департамента ЖКХ министерства Ирина Булгакова, в апреле Минрегионразвития закончит разработку критериев для регионов в рамках комплексной программы реформирования и модернизации ЖКХ, а в мае-июне внесет свои предложения на рассмотрение правительства.

Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 гг. стала темой недавнего совещания в министерстве под председательством министра Виктора Басаргина. По его мнению, программа поможет наконец-то решить главную проблему отрасли – привлечь инвестиции, достаточные для ее коренной модернизации.

Пока же никакой модернизацией, как простые смертные регулярно убеждаются, не пахнет. Ну нет на нее денег. Несмотря на то, что деньги в отрасли крутятся немалые. По данным все того же Минрегиона, рынок услуг ЖКХ составляет нынче почти 3 трлн рублей. А вот инвестируется в ЖКХ лишь 172 млрд в год, что составляет лишь 5,7% от всего оборота средств. Вложения же региональных и местных бюджетов, превышающие 1 трлн рублей, в основном идут на латание дыр и решение текущих проблем.

Каким образом в этой ситуации министерство надеется обеспечить мощный приток инвестиций? Оказывается, руку помощи готов протянуть Фонд ЖКХ, предлагая внести поправки в Жилищный кодекс, которые и должны эти инвестиции обеспечить. Больше того, фонд даже сам подготовил законопроект.

Фонды вместо фонда

Одно из условий софинансирования капремонта Фондом ЖКХ – внесение средств и регионом, и муниципалитетами. Фонд выделяет около 60% средств, региональные и местные бюджеты – 35% и собственники помещений – 5%. Но по завершению деятельности фонда, понятно, у местных властей исчезнет стимул выделять средства на капремонт. Предвидя это, фонд предлагает поправки в ЖК, по которым регионы сами смогут установить обязательную для всех собственников плату за капремонт, поступающую в специальные региональные фонды. А региональные власти через эти фонды будут перераспределять платежи граждан на финансирование капремонта. То есть вместо местных властей и фонда капремонт предложено финансировать простым гражданам, а регионы и муниципалитеты уже не будут вносить свою долю.

Как считает ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев, в случае принятия этого предложения деньги будут брать даже у тех, кто купил квартиру (или переехал из сносимого жилья) в только что построенном доме. Причем при новом порядке финансирования ремонта граждане будут обязаны оплачивать будущие или даже чужие ремонты и не смогут контролировать расходование этих средств.

Впрочем, такое уже было, когда существовала система единых расчетно-кассовых центров. Часто собственники помещений платили за ремонт, который в ближайшие десятилетия в их доме не планировался: часть населения оплачивала капремонт домов, принадлежащих другой части населения.

А как же, спросите вы, обещанные инвестиции? По замыслу фонда, уже имеющему успешный опыт размещения свободных средств в депозитах и ценных бумагах, «региональные фонды смогут управлять временно свободными средствами, размещая их на депозитах, что позволит избежать потерь от инфляции. А главное, размещенные фондами депозиты обеспечат длинные кредиты на выгодных условиях, которые банки начнут выдавать управляющим компаниям и ТСЖ на проведение капитального ремонта».

Однако, как отмечают эксперты Института экономики города, при этом никаких экономических расчетов финансовой устойчивости создаваемых фондов и достаточности их средств для выполнения в течение многих десятилетий обязательств не дается. Более того, никакого контроля деятельности по приему платежей граждан, их размещению и расходованию (например, такой контроль, какой существует в сфере банковской деятельности) законопроектом не предусмотрено.

Система внесения платы за капремонт выхолащивает роль общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся в соответствии с Жилищным кодексом органом управления многоквартирным домом. С вступлением в силу ЖК РФ внесение платы за капитальный ремонт многоквартирного дома по-новому было урегулировано в ст. 44, 154–156 и 158. Такая плата должна вноситься только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым квалифицированным большинством голосов. Эта плата может устанавливаться только для одного дома при заказе конкретного перечня и срока выполнения работ, такая плата может вноситься только тому лицу, которое имеет перед собственниками помещений в многоквартирном доме обязательство по проведению капремонта дома.

Но уже сейчас в ряде регионов решения о ремонте принимают фактически администрации, а оформление решений протоколами общих собраний собственников носит формальный характер, да и сами решения в разных домах часто бывают написаны под копирку и переделываются задним числом. Стоимость ремонтов в домах, включенных в программы, поразительным образом до копейки подогнана к выделяемым регионам лимитам, в муниципалитетах создаются ТСЖ-фантомы с нулевыми балансами, подрядчиков выбирают не ТСЖ и управляющие, а муниципальные комиссии. То есть в ЖКХ продолжается культивирование административных методов управления.

Не дожидаясь принятия законопроекта, Фонд ЖКХ уже предлагает ряду регионов подписывать протоколы о реализации пилотных проектов капремонта «с использованием средств создаваемого регионального фонда капитального ремонта, объединяющего средства регионального и местных бюджетов и средства собственников жилья». Но действующим федеральным законодательством формирование таких фондов не предусмотрено. Напротив, законодательство позволяет только ТСЖ накапливать средства на капремонт. И что самое главное – при полном контроле собственников. То есть жители с точностью до копейки должны знать, когда, как и на что идут их средства.

Международная практика показывает: средства на капремонт дома разумно не накапливать, а брать в кредит. Причем не собственникам помещений, а управляющим организациям и кондоминиумам. Для уменьшения банковских рисков при таком кредитовании целесообразно создание на региональном уровне не фонда, где будут аккумулироваться средства, перечисляемые собственниками помещений на капитальный ремонт, а гарантийного агентства. После оценки добросовестности и положительной репутации управляющих организаций и ТСЖ, а также обоснованности проекта ремонта или модернизации здания, показателей его энергоэффективности агентство будет выдавать кредитным организациям гарантии по кредиту на цели капремонта.

Хотелось бы, чтобы этот опыт реформирования ЖКХ был применен и в России.

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация