20:14:22
14 июля 2024 г.

Снизят ли нам тарифы?

ЖКХМэр Москвы Сергей Собянин объявил новую политическую волю города в вопросах установления тарифов на жилищные и коммунальные услуги – их надо снижать!

Из всех органов и организаций, которые имеют прямое отношение к формированию тарифов в ЖКХ, высказали предложения по их снижению путем замораживания на несколько лет только Мосэнерго (готово «заморозить» тариф на передачу тепловой энергии на 3 года, если Московская теплосетевая компания (МТК) перейдет под его управление в любой форме) и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, с подачи которого ставка планово-нормативного расхода на содержание и ремонт общего имущества в Москве уже практически «заморожена» и не меняется с 1 января 2010 года.

О каком, собственно, снижении идет речь? Генеральный директор ОАО «МОЭК» Андрей Лихачев в интервью нашей газете (№ 41) сказал:

«В Региональную энергетическую комиссию нами представлено несколько версий тарифа на будущий год. Давайте определимся, относительно чего он будет снижен. Относительно их сегодняшнего уровня, но с индексацией на инфляцию. Таким образом, тарифы будут расти, но значительно меньше, чем инфляция. Относительно расходов граждан они действительно будут снижаться, и мы задачу, поставленную мэром Москвы, точно выполним».

Как «заморозить»

Мэр Москвы подчеркнул, что снижение тарифов на ЖКХ должно привести… к 100% оплате населением жилищных и коммунальных услуг! Нам эта идея нравится! Но хотелось бы получить расчеты и заверения от исполнителей этой задачи в том, что они уже все просчитали и подали в РЭК Москвы такие исходные данные для определения тарифов на энергетические ресурсы на 2012 год, которые бы позволили реально снизить или «заморозить» цены. Вопрос в том, кто и какой вклад должен внести?

Как следует из сообщений СМИ, руководство города считает, что предыдущее руководство МОЭК не было заинтересовано в экономии тепла у потребителей, хотя вопрос всемерной экономии энергетических ресурсов относится к числу важнейших не только в Москве, но и во всей России. Почему новое руководство МОЭК должно заботиться об экономии тепла у потребителей, если его главная задача – как можно больше тепла продать? Здесь проявляется объективно существующий конфликт интересов города, как собственника МОЭК, и МОЭК, как экономически самостоятельного субъекта энергетического рынка.

Для того чтобы руководство МОЭК заинтересованно занималось вопросами экономии тепла у потребителей, надо создать такие стимулы для всего персонала МОЭК, чтобы все, от рабочего до гендиректора боролись за каждую гигакалорию, чтобы производственники не скрывали потери тепла и других ресурсов, а выявляли их и устраняли. Тогда всем будет выгодно докладывать наверх правду, не скрывать истинное положение дел на каждом объекте, будь то МОЭК, МОЭСК, МТК и далее. Именно здесь находятся главные резервы снижения тарифов на тепло и на электрическую энергию.

Снижение издержек при производстве и потреблении тепла, электроэнергии, воды, газа, неоправданно раздутых непрофильных расходов, принятие реальных планов, реализация объективно необходимых проектов, тесное увязывание всех этих проблем с решением задач, поставленных в 16 общегородских программах развития – все это и должно привести, в конечном счете, если не к снижению тарифов на ЖКУ в 2012 году, то хотя бы к их «замораживанию» на уровне 2011 года. «Заморозили» же в Москве ставку планово-нормативного расхода на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Как было 22,92 рубля на квадратный метр в 2010 году, так и осталось в 2011 году. Значит, можно? Теперь эта ставка служит реальным тормозом для роста цен не только в Москве, но и является весомым аргументом к сдерживанию аппетитов жилищных монополий в других субъектах Федерации. Если столица может жить при такой ставке, то можно укладываться в нее и в других регионах!

Посильная ли задача?

Вполне. ОАО «Мосэнерго», например, успешно решает их путем управления издержками производства при генерации электроэнергии и тепла, минимизацией непроизводственных расходов. Собственники Мосэнерго даже предлагают правительству Москвы продать ОАО «МТК», чтобы компания могла оптимизировать процессы управления магистральными теплосетями в целях экономии тепла и поддерживать технологически оправданные режимы функционирования теплоснабжения города как единой теплоэнергетической системы. При этом руководители ООО «Газпром-энергохолдинг» готовы взять на себя обязательство «заморозить» ныне существующий для МТК тариф на передачу тепла на 3 года. С такими предложениями выступил руководитель ООО «Газпромэнергохолдинг» Денис Федоров. Если это обязательство будет реально закреплено в контракте, то почему бы не удовлетворить предложение? Можно даже поторговаться к выгоде города и москвичей. Например, предложить Мосэнерго или Газпромэнергохолдингу взять МТК и МОЭК в аренду у правительства Москвы, сохранив обязательство «заморозить» тариф на передачу тепла как минимум на 3 года, тогда и рыночная цена МТК и МОЭК за два-три года определенно вырастет, так как Мосэнерго в целях снижения производственных издер-жек сможет реализовать на свои средства и окупить проект «умной тепловой сети города» по примеру создания «умных сетей» в электроэнергетике, основанных на полной автоматизации управления технологическим процессом от генерации тепла до режимов его использования потребителями.

Есть и другой вариант. Можно объединить активы МОЭК и МТК в одном акционерном обществе, что и планируется сделать до июля 2012 года, и предложить Мосэнерго приобрести пакет, например, в 30% акций с заключением контракта на управление новым обществом (предложение экспертов Минрегиона) с жесткими условиями – «заморозить» на 3 года не только тариф на передачу тепловой энергии, но и на ее генерацию. Мосэнерго, поставляющему в Москву более 70% всего потребляемого городом тепла, за которым стоит Газпром, это вполне посильно. МОЭК в одиночку задачу снижения тарифов, производя менее 30% тепла, скорее всего, самостоятельно решить не сможет.

Можно рассмотреть и вариант со сдачей теплового хозяйства Москвы в концессию по конкурсу на концессионное управление МОЭК и МТК без их объединения. Тогда условия сдачи теплового хозяйства города в концессию могут стать еще более привлекательными для самого города и для его жителей, так как коммунальные концессиальные соглашения с инвестиционными обязатель-ствами в рамках Государственной программы города Москвы «Энергосбережение в городе Москве на 2012–2016 гг. и на перспективу до 2020 года» принимаются на среднесрочную и долгосрочную перспективы (5–10 и более лет). Это позволит Москве существенно упорядочить бюджетные расходы в коммунальном секторе и сделать их предельно прозрачными, экономически выверенными, обоснованными и прогнозируемыми.

В любом случае надо торговаться с такими энергетическими гигантами, как Газпром и Мосэнерго, и извлекать реальную экономическую выгоду из подобного рода сделок к общему удовольствию всех сторон. В конечном счете, должны выигрывать все, но прежде всего – москвичи, которые все эти годы добросовестно оплачивают неудержимо растущие счета на оплату коммунальных услуг.

Виктор Дейнекин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация