Новые песни о старом
Недавно глава госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Фонд ЖКХ) Константин Цицин сообщил, что на переселение россиян из аварийного и ветхого жилья в
2010-м фонд выделит 40 млрд рублей. Часть «аварийщиков» уже в этом году сможет переехать в коттеджи и таунхаусы, построенные на средства госкорпорации.
Отстающих урежут
Впрочем, благая весть касается далеко не всех. Регионам, отстающим в выполнении программ фонда в 2010 году, К. Цицин грозит сокращением финансирования – вплоть до полного.
К Москве эти 40 млрд уж точно никакого отношения не имеют.
Напомним, чтобы сохранить возможность дотировать москвичам из городского бюджета оплату ЖКУ и капремонт жилья, правительство столицы еще в 2008 году отказалось от использования средств Фонда ЖКХ в размере 8 млрд рублей. Город не пожелал выполнить главное условие получения средств фонда – перейти на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ (в 2008 году город оплачивал 45% себестоимости содержания жилья). Правительство Москвы заявило, что считает доходы москвичей еще не достигшими уровня, при котором они готовы сами оплачивать свое жилье. «Второе условие фонда, – говорилось в заявлении, – обязать владельцев квартир профинансировать 5-процентную стоимость капремонта. В подавляющем большинстве случаев москвичам это не по карману. Поэтому и было принято решение отказаться от этих миллиардов».
С тех пор позиция Москвы не изменилась. На предложенные регионам 40 млрд столичный мэр заявил, что город не перейдет на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, несмотря на давление, которое оказывается некоторыми министерствами. Как сказал Юрий Лужков, этот шаг недопустим, поскольку доходы граждан и так небольшие. Он отметил, что сейчас город берет на себя 39% расходов по обслуживанию жилищно-коммунального сектора.
Что же до других непокорных, которым грозит отказ в финансировании, то, например, в Брянской области план по расселению ветхого и аварийного жилья выполнили менее чем на 70 процентов. А у Курганской и Нижегородской областей другая беда – эти регионы, как и Москва, не перешли на монетизацию льгот. Во Владимирской области была та же проблема, и чтобы не лишиться федеральных средств на капремонт домов, депутаты приняли многострадальное решение о монетизации коммунальных льгот – с 1 апреля 2010 года (прежде решение переносилось дважды: парламентарии опасались реакции широких масс).
Комплексно, по-крупному
Всего в 2010 году сфере ЖКХ от фонда достанется 87 млрд рублей вдобавок к израсходованным ранее 166 млрд. Таким образом, финансовое вливание государства в фонд исчерпается объемом 240 млрд, а значит, и сама госкорпорация должна будет прекратить существование: выделять регионам станет нечего.
Однако фонд освоил такое доходное дело, как размещение свободных средств в депозитах и ценных бумагах, и это позволяет ему получать дополнительные средства. В 2011 году эти деньги, пообещал К. Цицин главе правительства РФ во время их встречи в середине февраля, направят на капремонт. То есть госкорпорация еще поживет. Но недолго.
А что дальше? Регионам останется уповать лишь на родное Минрегионразвития. И там, похоже, уже готовятся взять на себя тяжкое бремя фонда. Как сообщила директор Департамента ЖКХ министерства Ирина Булгакова, в апреле Минрегионразвития закончит разработку критериев для регионов в рамках комплексной программы реформирования и модернизации ЖКХ, а в мае-июне внесет свои предложения на рассмотрение правительства.
Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 гг. стала темой недавнего совещания в министерстве под председательством министра Виктора Басаргина. По его мнению, программа поможет наконец-то решить главную проблему отрасли – привлечь инвестиции, достаточные для ее коренной модернизации.
Пока же никакой модернизацией, как простые смертные регулярно убеждаются, не пахнет. Ну нет на нее денег. Несмотря на то, что деньги в отрасли крутятся немалые. По данным все того же Минрегиона, рынок услуг ЖКХ составляет нынче почти 3 трлн рублей. А вот инвестируется в ЖКХ лишь 172 млрд в год, что составляет лишь 5,7% от всего оборота средств. Вложения же региональных и местных бюджетов, превышающие 1 трлн рублей, в основном идут на латание дыр и решение текущих проблем.
Каким образом в этой ситуации министерство надеется обеспечить мощный приток инвестиций? Оказывается, руку помощи готов протянуть Фонд ЖКХ, предлагая внести поправки в Жилищный кодекс, которые и должны эти инвестиции обеспечить. Больше того, фонд даже сам подготовил законопроект.
Фонды вместо фонда
Одно из условий софинансирования капремонта Фондом ЖКХ – внесение средств и регионом, и муниципалитетами. Фонд выделяет около 60% средств, региональные и местные бюджеты – 35% и собственники помещений – 5%. Но по завершению деятельности фонда, понятно, у местных властей исчезнет стимул выделять средства на капремонт. Предвидя это, фонд предлагает поправки в ЖК, по которым регионы сами смогут установить обязательную для всех собственников плату за капремонт, поступающую в специальные региональные фонды. А региональные власти через эти фонды будут перераспределять платежи граждан на финансирование капремонта. То есть вместо местных властей и фонда капремонт предложено финансировать простым гражданам, а регионы и муниципалитеты уже не будут вносить свою долю.
Как считает ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев, в случае принятия этого предложения деньги будут брать даже у тех, кто купил квартиру (или переехал из сносимого жилья) в только что построенном доме. Причем при новом порядке финансирования ремонта граждане будут обязаны оплачивать будущие или даже чужие ремонты и не смогут контролировать расходование этих средств.
Впрочем, такое уже было, когда существовала система единых расчетно-кассовых центров. Часто собственники помещений платили за ремонт, который в ближайшие десятилетия в их доме не планировался: часть населения оплачивала капремонт домов, принадлежащих другой части населения.
А как же, спросите вы, обещанные инвестиции? По замыслу фонда, уже имеющему успешный опыт размещения свободных средств в депозитах и ценных бумагах, «региональные фонды смогут управлять временно свободными средствами, размещая их на депозитах, что позволит избежать потерь от инфляции. А главное, размещенные фондами депозиты обеспечат длинные кредиты на выгодных условиях, которые банки начнут выдавать управляющим компаниям и ТСЖ на проведение капитального ремонта».
Однако, как отмечают эксперты Института экономики города, при этом никаких экономических расчетов финансовой устойчивости создаваемых фондов и достаточности их средств для выполнения в течение многих десятилетий обязательств не дается. Более того, никакого контроля деятельности по приему платежей граждан, их размещению и расходованию (например, такой контроль, какой существует в сфере банковской деятельности) законопроектом не предусмотрено.
Система внесения платы за капремонт выхолащивает роль общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, являющемся в соответствии с Жилищным кодексом органом управления многоквартирным домом. С вступлением в силу ЖК РФ внесение платы за капитальный ремонт многоквартирного дома по-новому было урегулировано в ст. 44, 154–156 и 158. Такая плата должна вноситься только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым квалифицированным большинством голосов. Эта плата может устанавливаться только для одного дома при заказе конкретного перечня и срока выполнения работ, такая плата может вноситься только тому лицу, которое имеет перед собственниками помещений в многоквартирном доме обязательство по проведению капремонта дома.
Но уже сейчас в ряде регионов решения о ремонте принимают фактически администрации, а оформление решений протоколами общих собраний собственников носит формальный характер, да и сами решения в разных домах часто бывают написаны под копирку и переделываются задним числом. Стоимость ремонтов в домах, включенных в программы, поразительным образом до копейки подогнана к выделяемым регионам лимитам, в муниципалитетах создаются ТСЖ-фантомы с нулевыми балансами, подрядчиков выбирают не ТСЖ и управляющие, а муниципальные комиссии. То есть в ЖКХ продолжается культивирование административных методов управления.
Не дожидаясь принятия законопроекта, Фонд ЖКХ уже предлагает ряду регионов подписывать протоколы о реализации пилотных проектов капремонта «с использованием средств создаваемого регионального фонда капитального ремонта, объединяющего средства регионального и местных бюджетов и средства собственников жилья». Но действующим федеральным законодательством формирование таких фондов не предусмотрено. Напротив, законодательство позволяет только ТСЖ накапливать средства на капремонт. И что самое главное – при полном контроле собственников. То есть жители с точностью до копейки должны знать, когда, как и на что идут их средства.
Международная практика показывает: средства на капремонт дома разумно не накапливать, а брать в кредит. Причем не собственникам помещений, а управляющим организациям и кондоминиумам. Для уменьшения банковских рисков при таком кредитовании целесообразно создание на региональном уровне не фонда, где будут аккумулироваться средства, перечисляемые собственниками помещений на капитальный ремонт, а гарантийного агентства. После оценки добросовестности и положительной репутации управляющих организаций и ТСЖ, а также обоснованности проекта ремонта или модернизации здания, показателей его энергоэффективности агентство будет выдавать кредитным организациям гарантии по кредиту на цели капремонта.
Хотелось бы, чтобы этот опыт реформирования ЖКХ был применен и в России.