23:30:44
11 апреля 2021 г.

Иван ГРАЧЕВ: мы лоббировали интересы населения

Считается, что у населения денег в «кубышках» столько, что хватит
на целый российский бюджет. Получается, что со средствами у народа проблем нет, но взять ипотечный кредит народ не может. Ипотека – не только деньги, но и законы. Что же делается в этом плане? Этот вопрос мы адресовали депутату, председателю Комиссии Государственной Думы по развитию ипотечного кредитования, председателю подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности Ивану ГРАЧЕВУ.– Иван Дмитриевич, скажите, когда же ипотека пойдет, как говорили когда-то, «в массы»?
– Я считаю, что очень скоро. Просто все граждане должны понять, что по-другому не будет. По-другому жилищная проблема не решается.
– Сегодня ипотека худо-бедно все же развивается…
– Вот именно, худо-бедно. А надо, чтобы речь шла не о сотнях тысяч кредитов, которые уже получили россияне, а о миллионах. И нам в принципе это по силам, деньги-то у людей действительно есть. Мы анализировали ситуацию в Татарстане и пришли к выводу, что 20 с лишним процентов населения осилят коммерческую ипотеку. Уже сегодня, под высокие процентные ставки, они готовы брать кредит. Но чтобы они взяли, надо, чтобы кредит кто-то дал.
– Здесь, наверное, очень важна законодательная база?
– Да. Но ее абсолютно нет, не считая базовых ипотечных законов. Они актуальны, пока кредитов выдается немного. А если речь пойдет не о 100 тысячах, а о миллионах кредитов, где счет пойдет на миллиарды долларов, (предполагаю, не менее 10)? Такие же деньги на дороге не валяются, их надо собирать. Поэтому и нужны законы. Главное, что и выдумывать ничего не нужно. Системы сбора в мире уже отработаны. Это специальные ценные ипотечные бумаги и стройсберкассы. Мы оба закона подготовили. Но сопротивление они встречают отчаянное.
– Основной, наверное,— будущий закон «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах», который прошел второе чтение?
– Думаю, что для России они оба равнозначны. Мы знаем, что в Германии больше денег собирают через стройсберкассы. А в Америке, к примеру, через вторичные ценные бумаги. Хотелось бы, чтобы оба механизма работали.
– А в чем все же правительственная точка зрения расходилась с депутатской? И почему банкам не хотели давать возможности выпускать ценные бумаги? Вокруг чего спор?
– Спорят, можно или нельзя пускать банки на этот рынок. Позиция правительства: на нем должны быть только специальные эмитенты, контролируемые ФКЦБ. К примеру, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). То есть хотят полной монополии на систему эмиссионных ценных бумаг.
– Но тогда же произойдет резкое сужение рынка?
– Конечно. И те банки, которые работали на нем, немедленно отстраняются, и когда начнут работать, неизвестно. Мы сумели убедить депутатов, что позиция эта неправильная. Считаю, что мы таким образом лоббировали интересы населения.
– Не каждому банку можно доверить работу с ипотечными кредитами. А если банк разорится?
– Согласен, не каждый лицензионный банк следует допускать к работе с ипотечными кредитами. И здесь должен потрудиться ЦБ: разработать нормативные документы, которые определят круг допущенных на этот рынок кредитных учреждений..
– А может, лучше специальные банки?
– Вопрос довольно сложный. Пока российская банковская система сориентирована на универсальные банки. Она не допускает банков другого типа.
– Система не допускает или это кому-то невыгодно?
– В свое время ЦБ взял курс на создание универсальных банков и пока с него не хочет сворачивать. По-моему, этот курс ошибочный. В других странах развиваются и ипотечные банки, и другие специализированные банковские структуры. ЦБ пока не хочет менять свою точку зрения. Но стройсберкассы он с порога уже не отметает, а признает, что такая банковская система должна быть. Это, я считаю, большой плюс.
– Но законопроект «О строительно-сберегательных кассах» остается только проектом. И второй многострадальный закон «О защите прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья» ходит уже давно по коридорам Думы и правительства. Какова их судьба?
– Скажем, в некотором тумане. Почему закон о сберкассах все же более важен для России, чем даже для Германии? У нашего населения денег на первоначальный взнос нет, мы победнее. Хорошо бы подкопить. Второе. Половина зарплаты идет в конверте, и эти деньги в классическом ипотечном андерайтинге не могут быть учтены, а сдать и внести в ССК их можно. Следовательно, человек за какой-то срок накопления нарабатывает кредитную историю и одновременно легализует свои «серые» доходы. Они же у него не преступные. Просто налоговая система у нас пока не позволяет работодателям выплачивать все в «белом».
А второй закон промежуточный. Жизнь-то не ждет. Если мы пока не можем исправить налоговую систему, то получается, что продажа в рассрочку сегодня выгоднее для населения, чем классическая ипотека. Хотя бы в том, что нотариальное заверение при рассрочке не нужно, а при ипотеке обязательно. А 1,5% от рыночной стоимости – это все же немалые суммы. Пока мы боремся с правительством в части совершенствования налоговой системы, люди в это время идут на рассрочки, вступают в кооперативы, разные паевые фонды…Это стало массовым явлением. Но в этих организациях человек все риски берет на себя. Поэтому мы и говорим, что нужен закон, который бы этих людей защитил.
– Иван Дмитриевич, вы считаете, что этот закон сможет реально защитить?
– Без сомнения. Организация должна будет гражданину сказать, кто она такая, какой у нее уставный капитал, что она до этого построила и что обещает людям. Закон не даст застройщику продать две квартиры трем семьям .
Второй момент. Если застройщик брал деньги на строительство, по крайней мере 90% он должен потратить действительно на строительство. То есть нужно ввести спецсчета, с которых бы перевод денег на другие цели просто был невозможен.
И третье, что мы в этом законе прописали. Между клиентами и фирмами должны быть обязательно некие договорные отношения. Нормальный договор, в котором было бы все расписано. В нем должно быть сказано, что произойдет в случае форс-мажорных обстоятельств. Если вдруг возрастет цена, как и сколько денег вернут. Думаю, что это стопроцентно не гарантирует от каких-то потерь, но по крайней мере, информирует человека и защищает в случае катаклизма.
А сейчас получается нередко так. Людям обещают дешевое жилье. Они заключают договор, в котором ничего не сказано о том,что произойдет с увеличением, к примеру, стоимости квадратного метра. Через год же, когда человек уже выплатил все деньги за квартиру, ему приходит письмо, в котором сказано, что ему нужно заплатить еще столько же, чтобы получить квартиру, потому что выросла цена. А он говорит: у меня больше нет денег. Ему в ответ: мы тебе тогда не оформим квартиру и не отдадим обратно деньги…
В договоре должно быть прямо написано, что раз обязался строить по такой цене, то будь добр, не меняй условий договора. Или напиши в договоре, что в случае изменения цены, вернешь деньги с процентами. Вот так должно быть по закону.
– Есть такой термин: «административная ипотека». Особенно популярен этот вид в регионах. Имеет она право на жизнь?
– Да, есть такая мода в регионах. В родной Казани мне говорят, что федеральный закон не очень хорош, поэтому у нас будет своя ипотека. Я отвечаю, что ипотека везде одинакова. Получил деньги в банке, купил жилье, и оно является обеспечением полученного кредита. Но классический вариант ипотеки облагается приличным налогом. И тогда начинают придумывать разные схемы. К примеру, тот же закон об ипотеке позволяет поступить так: заключить договор купли-продажи жилья в рассрочку, но если ты взял кредит у банка целевым образом, то в силу этого закона все равно возникает ипотека. На практике такой договор нотариально не заверяют, а значит, не платят 1,5% нотариусу. А поскольку был договор купли-продажи, хотя и в рассрочку, то такой договор регистрируется в силу закона. Но это все временные схемы. Я считаю, надо при поддержке президента исправить нотариальную и налоговую системы так, чтобы классические ипотечные схемы, где человек лучше защищен, работали.
Другая сторона этой проблемы. Бюджеты у всех регионов разные. И если сегодня часть населения регионов готова на коммерческую ипотеку, то это – не учителя и врачи. Как быть с ними? Предположим, если в региональном бюджете есть деньги, и губернатор говорит: я учителям и врачам дам льготу, по которой они будут платить первоначальный взнос, не 15, а только 5% от стоимости квартиры. 10% им закроет бюджет.
И пусть это будет местный региональный закон. Это будет местная социальная ипотека, и это будет прекрасно.
Но я бы все же считал, что идеальным вариантом будет закон, при котором такого рода схемы станут синхронно работать с федеральным бюджетом. Мы же в федеральном бюджете вводим деньги на ипотеку. И тогда расчет будет выглядеть так: 5% покрыл регион, 5% выделили из федерального бюджета и 5% закрыл сам покупатель. Такая схема быстрее бы стала работать, так как она для всех участников ипотечного процесса не обременительна.
– И что-то уже делается в этом направлении?
– Да. Если раньше были только предложения, то сейчас дело становится на практические рельсы. И в бюджете 2004 года мы постараемся заложить такую схему.
– А регионы к этому готовы?
– Несомненно. Тот же Башкортостан, Чувашия, Москва…..
– А как, на ваш взгляд, ипотека новостроек имеет право на жизнь?
– С точки зрения ипотеки абсолютно без разницы, на каком рынке брать жилье: на вторичном или первичном. Но с точки зрения социальной ипотеки уже есть разница. Здесь такая проблема: а почему жилье для социальной ипотеки в Москве стоит 1000 долларов за квадратный метр, когда себестоимость его около 250 долларов. А в Казани есть фирмы, которые строят жилье по 75 долларов за «квадрат». И почему бы на конкурсной основе не привлечь таких строителей, которые уложатся в нормативы? Вот отвели им земельный участок и говорим: дом, который построите, будет для врачей и учителей, поэтому вы должны ориентироваться на реальную стоимость квадратного метра и уложиться в такую-то сумму. Для Москвы, к примеру, 300 долларов, для Казани – 100. Если уложитесь, то берите заказ и стройте. Это вторая часть социальной ипотеки, тогда это будут дешевые новостройки, которые позволят небогатым россиянам решить жилищную проблему.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Иван Дмитриевич Грачев окончил физический факультет и аспирантуру Казанского университета. Автор более 10 изобретений, удостоен звания «Изобретатель СССР», кандидат физико-математических наук.
В 1990–1993 гг. был депутатом Верховного Совета Республики Татарстан. С 1993 – депутат Государственной Думы РФ. Разработчик принятых Федеральных законов «О негосударственных пенсионных фондах», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об эмиссионных ипотечных ценных бумагах».
Член Комитета по собственности, председатель подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности.
Женат, имеет сына и двух дочерей.

Вениамин Вылегжанин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация