Слезы детские, заботы – взрослые
Прошел без малого год после того, как было принято постановление правительства Москвы «О комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009–2011 годы». Что из намеченного уже сделано? Каково положение дел сегодня? Рассказывает депутат городской Думы, председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова.
Ребенку нужна семья
– Можно с уверенностью говорить, что город всерьез взялся за решение проблем, связанных с таким явлением, как социальное сиротство. И уже наметилась положительная тенденция. Сокращается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Так, два года назад их было 3168 человек, а в прошлом году – 2917. Также москвичи с большей охотой стали принимать детей на воспитание. В 2007 году таких семей было 7096, а в 2008 году – 8575. Рост составил 21 процент.
Далеко не в последнюю очередь происходящие положительные перемены объясняются серьезной материальной поддержкой города. Например, был разработан сертификат на медицинское сопровождение и предоставление образовательных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, устроенным в семьи граждан на разные формы воспитания (постановление правительства города Москвы № 312 от 14 апреля 2009 года).
– А какие формы семейного воспитания детей развиваются в Москве?
– Самая распространенная форма – опека. В основном опекуны – родственники детей, хотя и посторонние люди тоже становятся опекунами. Возраст опекунов от 18 до 82 лет. Бабушки и дедушки сирот, старшие братья и сестры берут опеку над младшими, так как не хотят, чтобы они воспитывались в детских домах. На учете стоит около 10 тысяч опекаемых детей.
Кстати, многие известные люди – адвокат и политик Михаил Барщевский, актриса Наталия Белохвостикова и другие – взяли детей на воспитание. Как сказал Барщевский, получая награду «Хрустальный подсолнух»: «За счастье, которое я теперь имею в своей семье, мне еще и награду дают». Люди понимают, как много значат в их жизни дети.
Усыновителям также помогут
– А что касается усыновителей? Какую материальную помощь получают они?
– До недавнего времени считалось, что раз усыновленный ребенок приобретает права родного, его интересы защищены. Опекунам каждый месяц выплачивалась определенная сумма на содержание ребенка, патронатным воспитателям и приемным родителям – тоже, а усыновителям – нет. Причем за всеми, кроме усыновленных детей, сохранялись такие же льготы, как у воспитанников детских домов.
Вряд ли такое положение можно признать справедливым. Поэтому сейчас готовится постановление, где уравниваются права. Родители, которые усыновили детей после 1 января 2009 года, тоже будут ежемесячно получать материальную помощь. Разумеется, когда супруги усыновляют ребенка, они это делают не ради денег. Но и лишней такая помощь не будет.
Если детский дом стал родным
– Возможно ли такое, что детские дома когда-нибудь будут закрыты за ненадобностью?
– Я думаю, что нельзя закрывать все детские дома. Конечно, их должно становиться меньше. И хорошо, если каждый ребенок найдет свою семью. Но если этого по каким-либо причинам не произошло и детский дом стал для подростка родным, то надо к этому бережно подходить. Недавно я была в одном хорошем детском доме. Разговаривала с подростком, который ушел от приемных родителей. Спрашиваю, что случилось, с тобой плохо обращались? Отвечает, что люди добрые, и сейчас ему звонят, интересуются его судьбой, возможно, летом поедут вместе отдыхать. Но он привык к своим друзьям, скучает, захотел вернуться.
Действительно, не любой подросток в 13–14 лет сможет привыкнуть к новой семье. Поэтому надо всемерно развивать патронатное воспитание. Хорошо, если ребенок сможет какое-то время пожить в семье, поехать с ней в отпуск на отдых. В семье он лучше подготовится к тому, чтобы войти во взрослую жизнь, самостоятельно решать бытовые вопросы. Ведь в детском доме воспитанники живут на всем готовом. Они не подготовлены к повседневной жизни, не знают простых вещей: как приготовить обед, постирать, заплатить за квартиру.
И это колоссальный пробел. Жизнь в семье его восполняет.
Кроме того, сегодня детские дома становятся центрами методической, психологической помощи приемным родителям, опекунам. Создаются настоящие школы для приемных родителей, их в городе уже пятнадцать.
О нашем собеседнике
Татьяна Арториджевна Портнова – историк, менеджер государственного управления, кандидат политических наук. Автор ряда книг и научных статей по местному самоуправлению.
Депутат Московской городской Думы третьего и четвертого созывов. Председатель комиссии Думы по государственному строительству и местному самоуправлению. Председатель Московского совета партии «Единая России» по делам семьи и женщин.