23:30:44
11 апреля 2021 г.

Обречены договориться

Про то, что у города и области проблемы общие и решать их можно лишь сообща, в последнее время не писал только ленивый. И вроде бы власти Москвы и Подмосковья пришли к полному взаимопониманию и выражают решительную готовность к взаимодействию. А все же…

Со своим СНиПом в чужой огород

Ничуть не подвергая сомнению искренность властей региона в их стремлении договориться между собой, все же сомневаюсь, что сегодня существует реальная возможность для слаженных и скоординированных действий двух субъектов. И одна из главных причин этого состоит в том, что подобные намерения не вписываются в существующие рамки закона.

Сей факт достаточно очевидно продемонстрировали недавние события. Несовершенство законодательства свело практически на нет возможности столицы оказать помощь соседу в тушении лесных пожаров. А во время зимних отключений электричества Подмосковье опять же попало в ситуацию, когда юридически было не вправе рассчитывать на добрососедскую помощь.

Или взять, к примеру, градостроительство. В двух граничащих субъектах приняты никак не увязанные друг с другом генеральные планы и прочие нормы. Москва как субъект Федерации разрабатывает собственные Строительные нормы и правила, Подмосковье – свои СНиПы. Именно в результате нестыковки и получилось так, что внешняя сторона МКАД кишит торговыми центрами, которые не оснащены дорожными связями.

Подобные несоответствия сейчас надеются ликвидировать, возродив Объединенную коллегию органов исполнительной государственной власти Москвы и области. Но нестыковок так много, что нет уверенности в том, под силу ли окажется коллегии, пусть даже правительственной, синхронизовать их все. Похоже, здесь понадобятся более мощные средства. Нужен закон.

Почувствуйте разницу

Проблемы Москвы уникальны. Ни один наш крупный город не находится в ситуации, в которой оказалась столица. Начать с того, что каждый из российских городов входит в единый регион, власти которого могут менять внутренние административные границы, исходя из целесообразности. А Москва как бы сама по себе: окружающая ее территория живет своей жизнью и по своим законам.

Есть, правда, еще одно исключение из правил – Санкт-Петербург. Он также является отдельным субъектом Федерации, а окружающая его область – другим отдельным субъектом. Но у северной столицы таких территориально-юридических проблем, как у столицы официальной, нет.

При населении в 4,6 миллиона человек город на Неве имеет площадь 1439 кв. километров. Для сравнения: Москва с ее почти 12-миллионным населением занимает лишь 1081 кв. километр. Парадокс? Отнюдь. В Санкт-Петербурге большинство городов-спутников, таких как Пушкин, Павловск, Ломоносов, Кронштадт и прочие, еще в советское время были включены в черту города либо подчинены городскому совету Ленинграда. Теперь все они входят в те или иные районы Санкт-Петербурга. Так что в отличие от москвичей и жителей ближнего Подмосковья – «подмосквичей» – в санкт-петербургской агломерации нет территориальных споров. Городу вполне достаточно земли для развития.

Если бы позволял закон, считают эксперты, опыт Питера можно было бы применить в Первопрестольной. Впрочем, у нее есть и свой опыт: с 1960 по 1962 год ближние к МКАД районы официально находились в ведении Моссовета. Но потом границы пересмотрели. И сейчас мы имеем за пределами МКАД московские анклавы подчас размером с целый город (например, Зеленоград).

Чудеса да и только: москвич, желающий добраться до Зеленограда (административного округа Москвы), должен выехать в область, въехать опять в Москву (район Куркино), потом снова в область и только затем попасть в точку назначения.

Или Шереметьево. Принадлежность земли, на которой стоит непосредственно комплекс аэропорта, до сих пор точно не определена, а вот сам поселок Шереметьево, еще глубже вклинившийся в область, принадлежит столице.

Де-факто и де-юре

Между тем так называемый первый пригородный пояс – это 10–15 километров от МКАД – де-факто (но не де-юре!) давно является Москвой. Зона, о которой идет речь, совпадает с лесопарковым защитным поясом, районами Подмосковья, непосредственно прилегающими к кольцевой дороге, территория которых еще с 1935 года предназначена для поддержания благоприятной экологической обстановки в столице и создания мест отдыха для горожан. В этот пояс входят Одинцово, Красногорск, Химки, Долгопрудный, Мытищи, Балашиха, Реутов. Вот только в те времена никому в голову не приходило уточнять, чьи эти города – Москвы или области? Тогда никакого практического значения этот вопрос не имел. Зато имеет теперь.

Вспомнить хотя бы события недавнего прошлого, когда, например, столица стала строить жилье для военных в Щербинке по заказу Минобороны. А область на пути строительной техники выложила бетонные блоки. Пока шел спор, чья это территория – московская или подмосковная Подольского района, бездомные офицеры сидели на чемоданах и гадали, состоится у них обещанное новоселье или нет.

Еще выяснение отношений – кому реконструировать Ленинградку после МКАД, которая уперлась в узкое горлышко Химок? И в самом деле, если брать асфальтовое полотно, то оно принадлежит Москве. Если говорить о земле под ним, так она – собственность области.

Пять лет назад между столицей и областью числилось 87 спорных участков. Тогда при полпреде президента РФ в Центральном федеральном округе для их решения была создана рабочая группа. Некоторые споры удалось урегулировать, но затем дело встало.

Прогресс наметился с возобновлением работы объединенной коллегии столицы и области. В столичные границы уже включен большой участок Люберецких полей аэрации. По поводу разграничения зон ответственности на Ленинградке договорились. Федеральный центр помог урегулировать спор и принадлежности заповедника «Лосиный остров». До конца первого полугодия планируется урегулировать все спорные вопросы, касающиеся границы между городом и областью.

Шире круг

Однако проблема простирается шире и глубже – на расстояние 50–70 километров от МКАД. Это так называемый второй пригородный пояс. Большинство жителей как первого, так и второго пригородного пояса тоже каждый день отправляется на работу в Москву. А значит, все эти люди, проводящие большую часть жизни в столице, фактически москвичи. Кстати, при устройстве на работу в городе у московской и подмосковной регистраций – права равные.

В области же работы нет. В советское время была – множество секретных «ящиков», военных объектов, которые в большинстве своем были градообразующими предприятиями. Потом, когда в середине 1990-х в Москву потекли инвестиции, значительная часть Подмосковья продолжала оставаться в тяжелой ситуации. Едва ли не единственным спасением для многих жителей области стала работа в столице. А резкий рост маятниковой миграции послужил одной из главных причин обострения транспортных проблем в столице.

С другой стороны, Москва во многом исчерпала свои территориальные возможности для жилищного строительства; чуть ли не единственная возможность для осуществления городских жилищных программ – строительство в Подмосковье. По оценкам риелторов, в ближайшие 15 лет там появится примерно 77 миллионов кв. метров нового жилья. Поток пассажиров из области возрастет с 315 тысяч в утренние часы «пик» до 440 тысяч человек.

Вот такие центробежные и центростремительные векторы. Как их заставить слиться?

– В регионе необходимо преодолеть исторически сложившуюся центростремительную схему, при которой транспортная, социальная и деловая активность происходят в центральных районах мегаполиса, – считает главный архитектор Московской области Александр Фролов. – Трансформация сложившейся радиальной структуры привела к сегодняшним проблемам. Важно не только усиливать дорожные связи, но и создавать новые точки притяжения труда и социально-культурной жизни.

Мысль, несомненно, здравая. Только как ее осуществить?

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация