Не мытьем, так катаньем
Итак, на общем собрании вы выбрали способ управления ТСЖ, хотите по-доброму расстаться с дирекцией единого заказчика, требуете «передать вам дом« или техническую документацию. Но ДЕЗ всеми правдами и неправдами противится этому.
Нет сейчас такого понятия, как «передача дома«. Дом – ваша собственность, и он не может находиться на балансе ни в одной организации, в том числе в ДЕЗе. Исключение – муниципальные квартиры и нежилые помещения в собственности города, которые учитывают ГУ ИСы как представители города.
Раньше постановление правительства Москвы № 9-ПП регламентировало порядок передачи дома после выбора в нем способа управления. Надо было отнести протокол собрания в префектуру, там специально созданная комиссия рассматривала его легитимность, затем выпускалось распоряжение префекта о передаче дома. Это постановление отменено полгода назад, как и действовавший во исполнение этого постановления приказ Департамента ЖКХиБ г. Москвы, который утверждал соответствующий порядок.
Теперь ни о какой «передаче дома« речи быть не должно. Собственники выбирают способ управления, оформляют протокол по всем требованиям Жилищного кодекса РФ, рассылают уведомительные письма с приложением протокола общего собрания в управу района, в ГУ ИС и во все заинтересованные организации, в которых сообщают о том, что в доме выбран способ управления.
Многие требуют от прежней управляющей организации, в основном это ДЕЗ, техническую документацию – техпаспорт БТИ, поэтажный план, экспликацию. Вот тут и начинаются конфликты. Техдокументации в полном объеме в дирекции либо нет, либо она настолько устаревшая, что ею пользоваться нельзя. Ведь срок ее действия – год. Конечно, собственники могут попробовать через суд заставить ДЕЗ изготовить нужные бумаги, но есть ли смысл тратить на это время? Дирекции никогда не имели в полном объеме финансирования по статье – изготовление документации или ее обновление. Хотя обновляться она должна каждый год для определения процента износа, а раз в пять лет – с выходом на место. В Москве полно домов, которым по 30 лет от роду, но техпаспорта на них с момента строительства ни разу не обновлялись и процента износа на них нет. В любом случае новая управляющая компания, а в нашем случае ТСЖ, должна идти в БТИ и заказывать новую техдокументацию.
Формально для того, чтобы приступить к эксплуатации дома, необходимо знать общие технические характеристики дома, имеющиеся в техническом паспорте, даже старом. Технически грамотные специалисты и без строительной документации понимают, что дом – сложное инженерное сооружение и разберутся, где какие трубы проходят. Если же придут непрофессионалы, то хоть обвешай их чертежами, они ничего не сделают. Единственный действительно важный документ, который желательно получить от дирекции – разрешение на присоединение дома к мощностям. И хорошо бы провести с ней сверку платежей собственников для выяснения долгов.
Скажем, убедить вас не удалось и вы намерены любыми путями получить техдокументы. Есть простой выход. По постановлению правительства Москвы № 299-ПП на ГУ ИСы в числе прочих возложена и функция ведения архива технической документации на многоквартирные дома. Дирекциям поручено передать инженерным службам ее заверенные копии по всем домам. И даже ставку архивариуса предусмотрели. Любое товарищество либо вновь избранная компания может обратиться в ГУ ИС района и потребовать копии технической документации бесплатно. Не везде реестр может быть полным, так как не все дирекции имеют эту документацию. Если вдруг документов на ваш дом не окажется или вам предложат заплатить за предоставление копий, жалуйтесь в ГУ «ИС города Москвы«.