Федеральное собрание приступило к рассмотрению проекта бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов. На первой презентации документа глава Минфина Алексей Кудрин заметил, что «бюджет отвечает на многие вопросы, которые ставят сегодня экономика и политика нашей страны». И впрямь, на многие, но не на все. Министр много говорил о резервах, пенсиях, образовании, здравоохранении. Даже про культуру не забыл. А вот про жилищное строительство – ни слова. И понятно почему. Такой строки в федеральном бюджете… нет.
В России новостройками на продажу занимаются коммерческие структуры, а очередников обеспечивают бюджеты субъектов Федерации. Хотя в принципе рыночная экономика не является препятствием для участия государства в финансировании жилищного строительства. Так, насмотревшись в США, как федеральный бюджет там напрямую выделяет средства на возведение социального жилья, Ассоциация строителей России уже более года пытается отвести канавку из общегосударственного денежного потока в эту сторону. Пока безуспешно.
Впрочем, было бы несправедливо обвинять федеральный бюджет в полном небрежении жилищными проблемами. По разным статьям в нем разбросаны суммы на строительство дорог, предоставление субсидий и другие формы помощи льготникам, военнослужащим, а также на прочие схожие цели. В том числе – предусмотрены расходы на реализацию национального проекта доступного жилья. Но это финансирование либо затрагивает строительство лишь косвенно, либо материальная помощь распространяется на ограниченный круг граждан – тех, перед кем государство имеет обязательства. А вот так, чтобы планировать возведение жилья и напрямую отрядить на это федеральные деньги – такого нет. Сбивать цены путем вброса на рынок недорогого жилья в планы государства не входит.
К
стати, о нацпроекте. Его финансирование предусмотрено лишь в течение двух лет, как это и запланировано программой «Жилище». А в 2011 году расходы на доступное жилье урезаются почти в 10 раз. На обеспечение жильем молодых семей в проекте на 2011 год не предусмотрено ни копейки, как и по большинству других направлений. Остается лишь надеяться, что это временное упущение, и в документ будут внесены поправки если не сейчас, то хотя бы в следующем году.
Что же касается жилищно-коммунального хозяйства, то его тоже вряд ли можно отнести к первостепенным государственным приоритетам. Правда, денег на него в следующем году выделяется из федерального бюджета в 1,7 раза больше, чем в текущем.
Тем не менее, в интерпретации Кудрина, ЖКХ оказалось предметом умолчания наравне со строительством. Возможно потому, что все в мире относительно. С одной стороны, денег выделяется существенно больше, а с другой стороны, доля федерального бюджета в общих расходах на «коммуналку» составляет менее одной десятой части. Телегу ЖКХ по-прежнему практически полностью тянут местные власти.
И, наконец, ипотека. Макроэкономические показатели бюджета говорят о том, что для нее положение в среднесрочной перспективе должно существенно улучшиться. Решающим фактором здесь должна стать борьба с инфляцией. По словам Алексея Кудрина, инфляция уже ощущается через удорожание кредитов. Кредиты становятся короче, а ипотека требует длинных денег. На длинных деньгах, поясняет министр, всерьез можно работать только при стабильно низкой инфляции, выражаемой однозначным числом.
Проектом бюджета предусмотрено снижение инфляции до 5-6,8 процента. Если так, то было бы просто здорово. Однако этот параметр последние годы стабильно не выдерживается. К примеру, в текущем году законом о бюджете предусмотрена инфляция 9-10,5 процента, ожидалась Минфином 10,5-11,8, а по словам первого заместителя председателя ЦБ Алексея Улюкаева, уже достигла в годовом исчислении порядка 15 процентов.
Тем не менее, есть веские основания ожидать укрощения инфляции. Они связаны с изменением макроэкономических обстоятельств. Наблюдался постоянный приток капитала. ЦБ менял поступающие доллары и евро и тем самым эмитировал рубли. Отсюда и инфляция.
Но мощный приток денег в экономику заканчивается, свидетельствует Улюкаев. Растет импорт, прежде всего инвестиционный, и одновременно снизилась цена на нефть. «И так будет на всю обозримую перспективу. Правда, между изменением ситуации и уменьшением инфляции существует временной лаг. Надо подождать до конца года».
Хорошо, будем ждать. Нам не привыкать.