23:30:44
11 апреля 2021 г.

Ирина Рукина: «Нельзя решать градостроительные задачи отдельно от экономики»

Жилищные программыДепутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по экономической политике Ирина Рукина сегодня активно участвует в подготовке закона «О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году» и в тех дискуссиях, которые этот законопроект вызывает. Интересно, почему координатор экономического направления деятельности Думы в последнее время много внимания уделяет именно жилищным вопросам. Этот вопрос мы и задали Ирине Михайловне.
Ирина Рукина: После ухода депутата, председателя Комиссии по жилищной политике Галины Петровны Хованской в Государственную Думу я взяла на себя удар по самому тяжелому и сложному вопросу – о приоритетах. Я председатель комиссии по экономической политике, и взялась за закон о приоритетах только потому, что считала своим долгом изменить формат обсуждения. Во многом вопрос зашел в тупик. Необходимо вводить экономические параметры. Ведь избиратели задают массу вопросов. Почему так много строится коммерческого жилья, а количество квартир по социальному найму не увеличивается, а даже сокращается? Почему так выгодно строить коммерческое жилье? Почему цены на недвижимость превысили все возможные пределы? Ответить на эти вопросы без экономических расчетов невозможно.
Кому из очередников в первую очередь предоставлять квартиры? Это сложный вопрос. Но что-то нам удалось сделать. Прошла поправка по открытости и прозрачности этого процесса. Теперь должны вывешиваться все списки очередников, и каждый человек сможет проследить, как движется очередь. Депутаты будут принимать участие в работе городской жилищной комиссии. У нас сейчас есть право совещательного голоса.
Галина Петровна Хованская совершила своего рода революцию на рынке жилья. Но все процессы развиваются. Какое-то время субсидии давали нам очень хорошую нишу, открывали возможность для многих семей приобрести квартиры. А сейчас ситуация меняется. Сумма, выделенная в бюджете на субсидии для очередников на этот год, такая же, как и в прошлом году – 1 миллиард 200 миллионов рублей. А цены на рынке жилья значительно повысились.
Если раньше на эти деньги можно было приобрести примерно 1 тысячу квартир, то теперь только 600-700 квартир. Для города это становится невыгодно. Субсидии, как источник, должны сохраниться. Но они должны работать на развитие рынка жилья для очередников в целом.
Когда появился закон о защите прав инвалидов, в очереди на улучшение жилищных условий больше стало льготников. Больные люди пошли и оформили свою инвалидность. Но тогда полностью закрылась возможность получить квартиру для тех, кто стоял в общей очереди. Это тоже несправедливо.
Надо очень внимательно подходить к льготникам. Там есть семьи, которым необходимо срочно давать жилье, это даже не подлежит обсуждению. Это дети-инвалиды, инвалиды 1 группы с тяжелейшими заболеваниями, многодетные семьи и т. д. Ко мне на прием пришла женщина-инвалид с детства, без ног, ходит на культяпках. Ее муж тоже инвалид, без ног и без кистей рук. Она принесла кассету с записью. Смотреть эту пленку невозможно. Есть семьи, которым я просто не могу сказать, чтобы они подождали в очереди еще несколько лет, – язык не поворачивается.
Но следует подумать и о тех, кто стоит в общей очереди. Им нужно предложить варианты, когда с помощью города они могли бы решить свою жилищную проблему.
«Квартирный ряд»: Но где взять финансы?
И.Р.:
Возвращаемся к экономике. Все дело в том, что вопросы предоставления социального жилья еще никогда не рассматривались с точки зрения экономики. Что мне стало ясно с самого начала? Нет прогнозной оценки ни на среднесрочную перспективу, ни на долгосрочную. А в этом вопросе, если не сделать стратегический анализ, то получим не те результаты, которых добиваемся. Рассматривать эти сложнейшие вопросы только с точки зрения градостроительства – путь, обреченный на полный провал.
Я предложила правительству Москвы обсуждать проблему в другом формате. Мы трижды встречались с мэром столицы Юрием Лужковым и говорили о том, что нельзя решать градостроительные задачи отдельно от экономики. И, возможно, впервые очень серьезно обсуждали, что надо делать.
Ежегодно город предоставляет очередникам 7,5–8 тысяч квартир. Цифра эта колеблется очень незначительно. И это предел. А ежегодно встает на очередь 14 тысяч семей. Как быть? Решать задачу необходимо комплексно. Существует предел и в строительстве коммерческого жилья, которое дает в значительной степени подпитку для строительства социального жилья и переселения жителей из пятиэтажек, для расселения людей из ветхого и аварийного фонда, из коммуналок. Многие из этих программ реализуются за счет продажи коммерческого жилья.
Сейчас возникла очень серьезная и территориальная, и экономическая проблема. Есть признак конечности процесса. Свободных земельных участков для строительства жилья в городе не хватает. Если мы будем продолжать ужимать жителей, лишая их благоприятной природной среды и комфортных условий проживания, то это будет обман социальных ожиданий москвичей.
Полгода назад мы отдали в правительство программу «Жилище в рассрочку». Ее авторы депутаты Галина Хованская, я, Сергей Локтионов и Зинаида Драгункина. Программа застряла. Но, когда мы встречались с мэром, попросили посмотреть ее очень внимательно. Специалисты ее проанализировали и не высказали никаких серьезных замечаний.
К.Р.: Что же это за программа?
И.Р.:
Она логична, экономически обоснована. Мы впервые даем мощную экономическую базу: сколько можно обеспечить семей, как обеспечить всю инфраструктуру, в том числе и за счет инвесторов. Это первое.
Второе – мы должны дать «удочку». Помните, как в той присказке: чтобы накормить человека, надо дать не рыбу, а удочку. Так и мы должны разработать больше инструментов и механизмов, чтобы те люди, которые могут купить жилье, стали бы соучастниками города в этом процессе.
В Северо-Западном и Северном округах рассматривается программа межрайонных жилищных потребительских кооперативов. Они создаются для молодежи, но не для той, что стоит в очереди. (На очереди сегодня стоит 19 тысяч молодых семей. Это всего 3 процента от общего количества молодежи, которая нуждается в жилье.) И это тоже интересная форма.
Уже около 2 лет идет консультирование таких семей. Больше 2 тысяч семей готово вступить в кооператив, и мы убедились, что они будут платить свои деньги, участвовать, но им нужны гарантии правительства, местных органов власти. Мы стали работать с главами управ, муниципалитетами, органами местного самоуправления.
Паевые накопления – это очень удобная, мобильная, гибкая форма. Паи могут возвращаться, если человек отказывается от участия в программе. Мы пригласили Первый инвестиционный банк участвовать в работе кооператива. И Галина Васильевна Алешечкина, президент банка, очень грамотный экономист и финансист, посмотрела условия, проанализировала всю экономику и сказала: «Я буду участвовать в этой программе, она безрисковая».
К.Р.: Но эта программа для молодежи, а что делать остальным?
И.Р.:
Мы очень увлеклись разговорами об ипотеке, но забыли все-таки о более действенном механизме – недорогом арендном жилье, я имею в виду коммерческий наем, но мне больше нравится слово аренда.
Аренда – вот это супервыход: долгосрочная, среднесрочная аренда жилья. И самое главное, что это тоже проверено на опыте. Люди охотно откликнулись и участвуют в этой программе, но не хватает площадей. Центр арендного жилья получает очень мало квартир, мизер. Если бы квартир было в 5-6 раз больше, они тоже уходили бы влет. Важно, что уже начался возврат средств, и их надо направлять на развитие этой же программы. Эта форма невероятно перспективна.
Как только люди поймут, что кончается «рай» бесплатного жилья, хотя рая никогда и не было, они в полной мере оценят аренду. Конечно, у нас очень много семей, которые никогда не смогут купить квартиру. Но их можно обеспечить жильем, если средства тех, кто может купить квартиру, направить на реализацию программы социального жилья.
Сейчас необходимо использовать все способы, которые дают возврат денег. Есть такой мощный источник арендного жилья, как частный сектор. В Москве работают 3,5-4 миллиона человек, не будучи жителями столицы. Они где-то же живут, снимают комнаты, квартиры у частных лиц. Город от этого не получает ничего, а это мощнейший источник доходов.
Доходные дома. Это та форма, которая дает возврат денег. И возвратные деньги маленьким ручейком могут идти на рефинансирование программ социального жилья.
К.Р.: Сейчас в прессе часто можно увидеть сообщения о конфликтах между застройщиками и жителями домов, недовольных, что на месте, к примеру, детской площадки намечено построить небоскреб.
И.Р.:
Если мы будем ориентироваться на один финансовый источник для строительства социального жилья – коммерческое жилье, увеличивая его объемы, то потеряем поддержку москвичей.
И я лишний раз убедилась в этом, когда меня пригласили на телепередачу о реконструкции Сретенки. Там колоссальный конфликт. Люди купили квартиры в старых 3-4-этажных особняках, сделали евроремонт. А теперь началась реконструкция района. Стоимость их квартир выше стоимости жилья, которое они получат в результате переселения. Естественно, они недовольны. Они спрашивают: «Чем мы хуже тех собственников, которые будут жить в новых домах на той же Сретенке?»
Давайте разберемся. С одной стороны мы понимаем, что не сможем дать жилье всем на этом участке, в этом месте. А с другой стороны, мы нарушаем права собственников.
Или было переселение дома 36 на Беговой улице, где проходила зона третьего транспортного кольца. Там тоже 70 процентов собственников, многие сделали евроремонт, не зная, что дом будут переселять. И как тяжело было находить компромисс. В итоге в основном люди остались в этом округе. Нельзя рассматривать проблемы предоставления социального жилья, расселения ветхого и аварийного фонда, коммуналок и строительства коммерческого жилья отдельно. Все увязано в цепочку.
Реинвестировать в строительство можно только тогда, когда другие программы наполняют финансовый источник. А это возможно, когда мы говорим об арендном жилье.
К.Р.: Но арендное жилье тоже надо строить?
И.Р.:
В городе есть огромный запас потенциального арендного жилья – это общежития. Общежития коридорного типа – их более 700 в городе. Люди, которые там живут, заслужили, чтобы им дали квартиры. Они поедут и в новостройки. Реконструировать эти здания – и вот они, доходные дома.
В доходных домах очень большие деньги зарабатываются на услугах. На обеспечении инфраструктуры для тех, кто приезжает и хочет жить не как в гостинице, а как дома, но по другим ценам, не по таким, как на частном рынке. А цены на частном рынке со временем упадут. Мы живем еще далеко не в условиях рыночной экономики, но целый мощный класс рантье уже появился. Некоторые люди имеют до десятка квартир.
Сейчас как можно больше людей должны вместе с городом решать свои жилищные проблемы. Другого варианта просто не существует.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Ирина Михайловна РУКИНА – коренная москвичка. Окончила Московский вечерний металлургический институт. Работала на заводах «Станколит», «Знамя», «Знамя труда» лаборантом, инженером, заместителем главного металлурга, заместителем коммерческого директора. В 1996 году с отличием окончила Академический правовой университет по специальности «юриспруденция». Доктор экономических наук.
Трижды избиратели округа № 6 САО столицы выбирали ее депутатом. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени и медалью «В память 850-летия Москвы».
Ирина Михайловна замужем. У нее трое внуков.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация