23:30:44
11 апреля 2021 г.

Уравнять всех без разбора?

Какими будут приоритеты в предоставлении жилья в 2004 году? Это один из основных вопросов, интересующих очередников столицы.Образно говоря, «пирог» у нас всегда маленький, делить его крайне тяжело и болезненно. Тем не менее, это приходится делать, пока у нас есть граждане — ветераны, инвалиды, тяжело больные, — которые сами не в состоянии решить эту проблему. Им нужно давать бесплатное жилье. Сейчас многие очередники охотно берут субсидии, чтобы купить себе квартиру в том районе, в том доме, который им больше подходит. Они предпочитают, взяв субсидию, самостоятельно подобрать себе жилье. Возможность такая у них есть. У нас в Москве порядок начисления субсидий более льготный, по сравнению с федеральным. Если на федеральном уровне максимальная субсидия — 70 процентов от стоимости приобретаемого социального жилья, то у нас — 90 процентов. При начислении субсидии учитываются год постановки на очередь и льготы (то есть права на первоочередное улучшение жилищных условий). В отличие от федеральной системы существуют и две таблицы расчета субсидий: для льготников и очередников на общих основаниях. Проще в Москве и порядок оформления субсидии.
Иногда приходится слышать, что человек с 1982-1983 годов стоит в общей очереди и никак не может получить новую квартиру. На самом же деле очередники, кто простоял на учете более 15 лет, имеют право на 90-процентную субсидию. Все, кто действительно хотел улучшить свои жилищные условия, уже отметили новоселье. Остались те, кто не хочет брать субсидию, у которых не самые тяжелые жилищные условия. К примеру, живет такая семья в центре, в квартире из трех комнат, где занимает две из них, а третья комната закрыта. Квартира считается коммунальной, а, по сути, отдельная. На каждого члена семьи приходится по 17,5 квадратных метра. Они чуть-чуть не дотягивают до нормы. Но формально считаются очередниками, а менять жилье на какое-то другое не спешат. Ждут, когда появится возможность переселиться в новый дом на той улице, которая им больше нравится.
В документе, который рекомендовали мэру внести в Думу для обсуждения, положение очередников, в частности, по субсидиям, ухудшается. В действующем законе первоочередники получают право на субсидию через 4 года, а очередники на общих основаниях через 9 лет. В предложенном проекте сроки увеличены: 5 лет для льготников и 10 лет для тех, кто стоит на учете на общих основаниях. План распределения жилья предложено составить из 49 категорий граждан, имеющих право на внеочередное и первоочередное обеспечение жильем, в соответствии с федеральным и московским законодательством. Документ практически состоит из двух приложений. В первом приложении перечислены 16 льготных категорий, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, и 33 категории — на первоочередное, то есть, всего 49 категорий. Но конкретные сроки нахождения в очереди граждан, которые будут обеспечены жильем в 2004 году, в документе не указаны. А ведь каждый примеряет ситуацию на себя.
Человек простоял в очереди и хочет знать, имеет он право на субсидию или нет? Получит ли он квартиру, или надо подождать 2-3 года? Он приходит к инспектору и задает вопрос. И чиновник будет решать, дать жилье или нет. У чиновника всегда есть возможность сказать, что у него таких ожидающих квартиру 49 категорий. Тот, кто понравится чиновнику, тот имеет шанс получить квартиру. Когда в законе нет четкости, создается поле для коррупции. До сих пор мы принимали жесткий закон о приоритетах, но он выполнялся на 97-98 процентов. Нормы, которые есть в действующем сегодня законе и работают в интересах горожан, в этом проекте отсутствуют.
Вот несколько примеров. Есть норма, которая «работает» на кадровых учителей, врачей, служащих бюджетной сферы. Они стояли в так называемой профессиональной очереди, по месту работы. В законе, который действует сегодня, учитывается год постановки на учет в профессиональной очереди (а до 1998 года были гораздо более жесткие правила постановки на учет), когда встает вопрос об улучшении жилищных условий кадрового врача или учителя, служащего. В проекте закона на 2004 год ничего этого нет. Исключены ранее существовавшие нормы о сокращении срока нахождения в очереди с 5 до 4 лет для семей, имеющих в составе двух и более инвалидов 1 группы, детей-инвалидов, тяжелобольных граждан. Гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья, выделяется до 5 процентов площади, что нарушает их права, записанные в законодательстве об обеспечении их жильем независимо от других очередей и определяемых чиновниками процентов.
Что предлагает проект, который пока, подчеркиваю, не внесен на обсуждение в Московскую городскую Думу. Если этому проекту суждено осуществиться, то первоочередники, а их 49 категорий, уравниваются все – и туберкулезник с открытой формой болезни, и раковый больной, и семья погибшего на фронте, и одинокая мама, живущая в гражданском браке, но имеющая статус одинокой. У них у всех первоочередное право на получение жилья, предлагается только учитывать год постановки на учет. Но город всегда определял приоритеты. Мы заявили о программе ликвидации коммунального заселения квартир, предоставляли льготы долгожителям коммуналок, стараясь, в первую очередь расселить их, чтобы люди, всю жизнь прожившие в них, могли получить отдельные квартиры. Очередь долгожителей (раньше она называлась — коренных москвичей) возникла в 1988 году. И если какой-нибудь ветеран труда, имея инвалидность 2 группы, поверив городским властям, встал на очередь только в 2002 году, то этот проект закона о приоритетах закрывает для него решение жилищной проблемы практически навсегда.
Или еще один пример. Человек встал на учет на общих основаниях. Отстоял 10 лет и получил тяжелое заболевание и, соответственно, льготу. В действующем законе те 10 лет, которые он стоял в общей очереди, учитываются. Это очень гуманная норма. В проекте нового закона ее нет. Принятие закона о приоритетах в предложенной редакции приводит к разрушению прозрачной системы распределения жилья, которая существует в городе с 1997 года.

Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по жилищной политике

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация