00:39:51
22 ноября 2024 г.

У жилищников все новые заботы

Из доклада Петра Сапрыкина на заседании правительства Москвы. Итоги прошлого года. Городская программа обеспечения жильем москвичей в 2002 году выполнена полностью. Работа велась по двум основным направлениям: обеспечение очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и реализация программ переселения. Кроме того, начата новая программа – «Молодой семье – доступное жилье», в рамках которой первый дом был передан под заселение молодыми очередниками в канун Нового года.Всего за год улучшили жилищные условия 62,3 тыс. семей москвичей. В рамках городских программ получили новое жилье 28,4 тыс. семей. Среди них около 8 тыс. семей – очередники приоритетных категорий. Из пятиэтажного, ветхого и аварийного фондов переселено почти 16 тыс. семей, освобождено 226 строений общей площадью 689 тыс. кв. м. Это на 3–4% больше, чем в предыдущем году. Наиболее результативно поработали с очередниками и жителями переселяемых домов в Центральном, Северном, Северо-Западном и Зеленоградском округах.
Тем не менее число очередников не уменьшается. Хотя совместными усилиями правительства Москвы и Мосгордумы удалось добиться отмены решения Верховного суда о снятии 10-летнего «ценза» проживания в городе при постановке на учет, за год действия этого решения около 900 по сути иногородних семей успели встать в очередь. Из них около трети имеют право на первоочередное улучшение жилищных условий.
О планах на 2003 год. Почти на 350 тыс. кв. м увеличится объем строящегося жилья для выполнения основных городских жилищных программ. Городская доля составит в целом около 1 млн. 800 тыс. кв. метров. В том числе более 1 млн. кв. метров будут направлены на переселение граждан из пятиэтажного, ветхого и аварийного фонда, около 400 тыс. кв. метров предназначено для решения общегородских социальных задач, 272 тыс. кв. метров – для реализации программы «Молодой семье – доступное жилье». Это те же семьи очередников.
В этом году традиционно город выделяет 400 тыс. кв. метров жилья в новостройках для очередников. Но распределение этого объема по группам и категориям имеет заметные отличия.
Во-первых, на 5 тыс. кв. метров увеличилась доля жилой площади, направляемой для очередников по месту жительства. Во-вторых, предусмотрено более рациональное использование высвобождаемых гражданами квартир. На обеспечение очередников приоритетных категорий и на переселение граждан из пятиэтажного, ветхого и аварийного жилищного фонда направляется 80% таких квартир (в прошлом году – 60%).
В-третьих, начнется масштабная реализация программы «Молодой семье – доступное жилье». В ее рамках в течение года будет введено 25 домов, что позволит улучшить жилищные условия более чем 4,5 тыс. молодых семей – очередников, как правило, проживающих совместно с престарелыми родителями, родственниками, обычно имеющими какие-либо заболевания и соответствующие льготы. Так, из примерно 20 тыс. молодых семей очередников почти половина живет в семьях, имеющих право на внеочередное и первоочередное улучшение жилищных условий.
О проблемах, которые надо решать. Назрела необходимость оптимизировать городской заказ на строительство социального жилья за счет бюджетных средств, особенно для переселения жителей 5-этажных, ветхих и аварийных домов.
Правительство Москвы в июле прошлого года в постановлении № 494 определило принципиально новые подходы к формированию Программы жилищного строительства на период до 2010 года. Суть его – возведение на конкурсной основе коммерческого жилья с получением доли города в денежном выражении для строительства жилья по городскому заказу. На наш департамент была возложена новая функция – организация учета и контроля за полнотой и своевременностью поступления в бюджет денежного эквивалента доли города при реализации инвестиционных контрактов. Уже в этом году мы обязаны обеспечить поступление в доход бюджета 6 млрд. 750 млн. рублей.
Выполнить это задание будет очень сложно, поскольку по принятым на настоящий момент отдельным распорядительным документам правительства, заключенным инвестиционным контрактам и утвержденной конкурсной документации на строительство коммерческих объектов ввода 2004 года доля города в денежном выражении в 2003 году составляет пока лишь около 4 млрд. рублей.
Мы постепенно увеличиваем долю жилья, строящегося для переселений за счет бюджета с одновременным уменьшением объемов жилья, получаемого в виде доли города по инвестиционным контрактам. Так, доля жилья для переселений, построенного за счет бюджета, увеличится в этом году в 2 раза и составит более 400 тыс. кв. м. Тем не менее доля, получаемая от инвесторов в виде квартир, все еще остается значительной. В целом эта площадь позволяет выполнить городские жилищные программы. Но здесь остается много вопросов. И главный – кто контролирует реализацию инвестиционных контрактов?
Сейчас нет единого органа, который с начала до конца отслеживал бы всю технологическую цепочку – от разработки технического задания и подготовки к инвестиционному конкурсу, заключения контракта, строительства объекта до оформления прав города на свою долю и переселения жителей. И иногда получается: построить – построили, но не то, не там и не вовремя.
Нередко инвестор до оформления долей между всеми участниками строительства и городом ухитряется поменяться долями или изменить их процентное соотношение.
Далеко не единичны примеры, когда акты о результатах реализации инвестиционных проектов не соответствуют требованиям контрактов и распорядительным документам правительства Москвы о распределении площади. Так, в рамках контракта с ООО «СХолдинг» должны строиться дома для очередников. Доля города по контракту должна состоять из однокомнатных квартир (около 40%) площадью по 38 кв. м и двухкомнатных квартир (около 60%) площадью до 56 кв. м. Сейчас в семи домах из восьми строятся однокомнатные квартиры площадьюѕ 51,6 кв. м и двухкомнатные – по 65,5 кв. м. В одном из домов вообще нет однокомнатных квартир. Таким образом, по условиям контракта надлежит построить 785 квартир, а инвестор предлагает на 20% меньше.
В результате жилищный ресурс, на который рассчитывал город, с выверенным набором квартир и необходимыми для конкретного переселения размерами жилых помещений, может уменьшиться, если не принять соответствующие меры.
Достаточно сложная ситуация складывается с оформлением прав города на построенную жилую площадь. В соответствии с действующим законодательством, а также представлением прокурора города Москвы, реализация жилой площади до регистрации прав города недопустима. Однако ситуация достигла критического уровня.
Причин несколько. Во-первых, несвоевременно и некачественно представляют документы инвесторы, а также префектуры. По постановлению правительства Москвы в департамент должны быть представлены акты о реализации контракта на строительство жилого дома, в котором имеется доля города, не позднее чем через 10 дней с даты принятия префектурой распоряжения о вводе дома в эксплуатацию. При этом протокол поквартирного распределения должен представляться в департамент не позднее, чем за квартал до ввода дома. Сроки эти зачастую не выдерживаются.
Во-вторых, у нас есть сложности во взаимоотношениях с органом, регистрирующим права города – Москомрегистрацией. Требования этого комитета по части предварительной регистрации прав города формально законны. Однако перечень документов, которые необходимо собрать и представить ему, может быть существенно уменьшен.
Тем более что сейчас по постановлению правительства наш департамент создает Реестр городской собственности в жилищной сфере. И в соответствии со ст. 17 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выписку из реестра необходимо рассматривать в качестве «акта (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданного уполномоченными органами государственной власти», и она может и должна быть единственным основанием для регистрации прав города.
Необходимо также, чтобы оформление прав проходило по самой упрощенной схеме, вне очереди и в сжатые сроки. Нельзя ставить «в затылок» город, решающий социальные задачи, и остальных участников рынка. Решить проблему можно, создав специализированную приемную МКР, обслуживающую только город.
Пока же мы вынуждены реализовывать жилую площадь, на которую права собственности города еще не зарегистрированы. Это приводит к тому, что город не может заключить с переселяемыми гражданами договора мены, а граждане-наниматели не имеют возможности реализовать свое право на приватизацию. В результате – многочисленные жалобы от населения.
Ответ на вопрос, кто виноват, можно искать еще долго. Но вот что делать? Первое: для принятия управленческих решений необходимо создать систему разноуровневых сетевых графиков – от городского уровня до уровня отдельного дома с отражением сроков и ответственности каждого участника процесса. Второе: при разработке программ переселения требуется комплексный подход – расселять не отдельные дома, а микрорайоны. Готовить исходно-разрешительную и другую документацию в масштабе также микрорайона. И начинать строительство в микрорайоне только после выпуска полного пакета документов. Только так обеспечим «волновое» переселение жителей без конфликтов и судебных разбирательств.
Третье: при заключении новых контрактов обязательным приложением к ним должен стать протокол поквартирного распределения долей жилой площади. При этом должны быть предусмотрены жесткие санкции к инвестору за самовольное изменение этой доли или ее состава.
Четвертое: необходимо пересмотреть городскую политику при определении приоритетов предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений для стоящих на учете очередников. Анализ показывает, что почти половина площади предоставляется семьям, которые отстояли в очереди 5 лет и менее. Это люди, имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное и внеочередное обеспечение жильем. А таких у нас сегодня состоит на учете более 75 тыс. семей, или почти 40%. Это основная причина того, почему город до сих пор не обеспечил очередников с 20-летним стажем. В прошлом году только 14% площади направлено очередникам 1982 и 1983 гг., т. е. стоящим в очереди более 20 лет, и ровно столько же – тем, кто встал в очередь лишь в 2000 году.
Пятое: соответствие поставленных задач кадровым ресурсам. Просим рассмотреть возможность хотя бы небольшого увеличения штатной численности департамента.
Несколько слов в заключение. В городе выстроена четкая система жилищного страхования, основанная на гарантиях правительства Москвы. Сегодня она затрагивает интересы свыше 800 тыс. московских семей. Ежегодно около 10 тыс. семей получают адресную финансовую помощь в случае повреждения квартир при авариях и пожарах.
К сожалению, с внедрением единых информационно-расчетных центров начались процессы, которые негативно отражаются на развитии этой программы. Из-за несовершенной технологии обработки единых платежных документов страховые взносы, уплачиваемые жителями, не поступают из Банка Москвы по назначению. Это приведет к тому, что в ближайшие месяц-два число застрахованных квартир, по самым скромным оценкам, может сократиться на 30–40%.
Как следствие, возникают и серьезные проблемы с выплатами страхового возмещения. От жителей города поступают многочисленные жалобы. Сложившееся положение требует незамедлительных мер, чтобы не дискредитировать городскую программу страхования жилья.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация