23:30:44
11 апреля 2021 г.

О «подводных камнях» летней аренды квартир

Рынок недвижимостиЗа окнами май. А значит, на арендном рынке прибавилось квартир, сдающихся на летний сезон. Переезжающие на дачу горожане не прочь подработать, сдав на лето квартиру. Однако срок короткий, и это создает неудобства и арендаторам, и собственникам сдающейся недвижимости.

…И дедушка в ванной

…Необходимость снять квартиру в столице возникла у Светланы, жительницы Подмосковья, прошлой весной. Слишком тяжелы были поездки на работу в электричках и автобусах. Занявшись поиском варианта аренды, женщина выяснила, что чуть дешевле средней рыночной цены можно найти лишь квартиры в отдаленных районах или находящиеся в самом неприглядном состоянии. И вдруг в агентстве недвижимости ей предложили дешевую однокомнатную квартиру.

Цена в полтора раза ниже средней на рынке объяснялась тем, что квартира сдавалась на короткий срок. Так называемый сезонный вариант – на время, пока хозяева на даче.

Для кого-то лето – время отдыха и загородной жизни, а для нее, наоборот, период напряженной работы. И Светлана с радостью решила арендовать квартиру.

Хозяева – чета пенсионеров – казались милыми людьми. Они не стали делать никакой описи имущества, разрешив женщине пользоваться всеми вещами, находящимися в квартире. Единственное, что они оговорили в договоре, – право раз в две недели проверять состояние квартиры.

Ключи были переданы. Через несколько дней пенсионеры отбыли на дачу. Первую неделю все шло замечательно. Но потом вдруг в дверь позвонил хозяин квартиры и сообщил, что приехал посмотреть, как живет-поживает его квартирантка.

Был поздний вечер. Дедушка осмотрел жилище и сообщил, что хотел бы принять ванну. Оказалось, что в загородном домике пенсионеров таких удобств нет. Растерявшаяся Светлана не могла отказать пенсионеру в просьбе. Но на этом пребывание дедушки в квартире не закончилось. Выйдя из ванны, он посмотрел на часы и сообщил, что время позднее, отправляться за город на ночь глядя он опасается.

«Я на кухне на диванчике переночую, – сообщил он Светлане. – Ничуть не потревожу».

Утром дедушка уехал. А еще через несколько дней приехала бабушка. Также помыться, переночевать и на кухне кое-какие заготовки сделать.

А дальше визиты хозяев квартиры стали повторяться все чаще. Нет, они ничего плохого Светлане не делали. Наоборот, старались заниматься своими делами так, чтобы доставить минимум неудобств. Но… они мылись, иногда ночевали на кухне, делали заготовки, заезжали за какими-то вещами и т.д. Одним словом, отдохнуть после работы в пустой квартире Светлане удавалось далеко не всегда.

Когда во время очередного внесения платежа она заикнулась о том, что платит за отдельную квартиру, а ее проживание скорее похоже на жизнь в коммуналке, и, следовательно, платить она должна как за аренду комнаты, ей ответили: «Но мы же сдали квартиру дешевле рыночной цены. Поэтому вам и приходится терпеть некоторые неудобства».

Светлана не выдержала и решила съехать – вернуться назад, в Подмосковье.

Однако тут же встал вопрос о залоге. Обычная практика съема, когда жилец оставляет хозяевам залог за состояние недвижимости, который возвращается по окончании срока договора. Светланой был оставлен владельцам квартиры залог в размере месячной арендной платы. Но эти деньги пенсионеры отказались возвращать, ссылаясь на то, что залоговые деньги – это компенсация за неудобства, связанные с преждевременным отъездом квартирантки.

Отношения накалились. В агентстве недвижимости, в которое она заплатила деньги за подбор варианта, помочь вернуть залог не смогли. Тратить время на суды Светлана не стала. Просто подарила эти деньги предприимчивым пенсионерам.

Свой прошлогодний опыт арендаторства она вспоминает как страшный сон и говорит, что поездки в электричках с работы и на работу – не самое плохое…

Собачка могла подрасти…

В не очень приятную ситуацию, сдав квартиру на сезон, попала собственница «двушки» Мария Борисовна.

На дачу на пять-шесть месяцев женщина уезжала каждый год. Не пустовать же весь этот срок столичной недвижимости! И Мария Борисовна традиционно сдавала квартиру порядочным людям, которых рекомендовали ей в агентстве недвижимости, ниже рыночной цены.

Единственным ее условием было – предоплата за весь срок проживания. Многих такие требования настораживали, но женщина объясняла это тем, что все это время она не потревожит своих квартирантов. Ведь у нее комфортабельная дача со всеми удобствами в ста километрах от столицы.

Арендаторов, согласившихся на столь большую предоплату, Мария Борисовна нашла и на сей раз – муж и жена без детей. Правда, они попросили пустить вместе с ними их любимицу-таксу. Хозяйка квартиры была очарована собачкой и «добро» дала.

С мая по сентябрь Марья Борисовна гостила на даче. Иногда звонила, спрашивала квартирантов: «Как дела?» и получала ответ: «Все хорошо». Но однажды в сентябре ей по делам нужно было появиться в столице. В этот день она пыталась дозвониться до квартирантов, но ничего не получилось. Поэтому она решилась открыть дверь в свою квартиру самостоятельно…

Вставив ключ в замок, она услышала собачий лай. Причем он был не очень похож на лай маленькой таксы. Но хозяйка все-таки рискнула открыть квартиру.

Через секунду на Марию Борисовну бросилась огромная собака и вцепилась зубами ей в руку. На крик женщины вышли соседи. Кое-как оттащили пса. Вызвали «скорую»… А дальше – месяцы лечения и выяснение отношений с квартирантами.

Оказалось, что милая супружеская пара подрабатывает передержкой домашних животных. Например, уезжает кто-то в командировку, оставляет на надежных людей за приличную плату своих песика или кошечку. В те дни, когда была покусана хозяйка, у них гостили: ротвейлер, попугай (в клетке) и сиамская кошка (в отдельной комнате).

Не доводя дело до суда, квартиранты выплатили Марии Борисовне компенсацию за вред, причиненный здоровью. Договор аренды был досрочно расторгнут, залог хозяйка вернула.

Этой весной Мария Борисовна снова сдает квартиру. Но теперь она точно решила: недвижимость должна постоянно находиться под контролем. А потому берет с арендаторов помесячную оплату, оговорив возможность раз в месяц появляться и следить за состоянием жилья.

Турецкий марш для пенсионера

Уезжая на дачу на полгода, супруги-пенсионеры Сидоровы наткнулись на предложение одного из агентств взять квартиру в доверительное управление. Компания обещала контроль над состоянием квартиры, своевременную оплату коммунальных платежей и даже проведение косметического ремонта, если потребуется. Единственное, чего хотело агентство – права на сдачу в аренду тем клиентам, которым сочтет нужным.

Квартира у Сидоровых пусть и не шикарная, но расположена в престижном районе в академическом доме. Квартиры в таких домах всегда пользуются спросом. Но пускать арендаторов с улицы Сидоровы побоялись. В предложении о доверительном управлении прельстило именно то, что во время их отсутствия квартира будет находиться под контролем фирмы, с которой заключается договор.

С легким сердцем дачники уехали отдыхать. Но не прошло и недели, как им позвонили соседи: «В вашей квартире расположился целый аул. Срочно приезжайте!»

Напуганные пенсионеры связались с управляющей компанией, но их успокоили: дескать, квартира сдана турецким специалистам – прорабу и архитектору.

«Да нет там никаких архитекторов!», – продолжали звонить соседи.

Сидоровы не выдержали и попросили сына заехать проверить. Когда тот открыл дверь, его взгляду предстала целая бригада гастарбайтеров. «Мы ничего не знаем, за квартиру начальник платит», – испугались работяги.

В агентстве Сидоровым объяснили, что в данный момент квартиру действительно арендует турецкая компания. По договору там должны жить прораб и архитектор. А то, что там живут одиннадцать рабочих, это еще доказать надо.

Сидоровы заявили, что хотят расторгнуть договор о доверительном управлении. Но агентство указало на пункт в договоре о таком размере неустойки, что пенсионерам стало плохо.

Выручил участковый – школьный приятель сына Сидоровых. При проверке документов он обнаружил, что ни один из рабочих не зарегистрирован по месту проживания. А Сидоровы, естественно, регистрировать рабочих были не согласны. Рабочим пришлось освободить квартиру.

После обстоятельной беседы участкового с представителями агентства выяснилось: договор можно расторгнуть без штрафных санкций применительно к пенсионерам.

Комментарий

Юлия Владимирцева, руководитель отдела аренды агентства недвижимости «Аstons»

– От человеческого фактора никуда не уйти. Что касается ситуации Светланы, то с самого начала она могла указать пенсионерам на пункт в договоре, где сказано, когда и на каких условиях в период аренды собственники могут посещать квартиру. Залог можно было бы вернуть, обратившись в суд. Но на судебное разбирательство пришлось бы потратить время и силы. Многие арендаторы, оказываясь в подобной ситуации, действительно, готовы махнуть рукой и оставить деньги у владельцев квартиры.

В ситуации с Марией Борисовной присутствует обман со стороны арендаторов. Совет тем, кто сдает квартиры: за своей недвижимостью надо постоянно наблюдать. Хотя бы раз в месяц появляться и смотреть, что там происходит.

Услуга доверительного управления на нашем арендном рынке – пока экзотика. Хотя периодически некоторые компании хотят представить ее как удобный для владельцев сдающихся квартир сервис. Поэтому, чтобы не выселять заезжих рабочих с милицией, лучше самостоятельно заниматься подбором квартирантов. И опять-таки, периодически следить за тем, что творится в сдаваемой квартире.

Наталья Агафонова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация