Как не растерять тепло?
Одной из самых серьезных проблем современного российского ЖКХ эксперты называют крайне низкую энергоэффективность.
Слабое звено
Тепловые мощности используются нерационально, и в результате расходы на теплоснабжение жилых и общественных зданий многократно возрастают.
Подсчитано, что из-за неоправданно высоких теплопотерь на отопление квадратного метра жилой площади в России затрачивается в 3-4 раза больше энергии, чем в скандинавских странах со схожими климатическими условиями. По статистическим данным, суммарные теплопотери в нашем коммунальном хозяйстве достигают 70%, из которых 40% приходится на изношенные теплоцентрали и 30% – на слабо утепленные здания.
Традиционно «слабым звеном» российского ЖКХ считаются коммунальные теплотрассы. Средний износ трубопроводной инфраструктуры составляет около 65%, а количество аварий за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз (по данным Минпромэнерго, за год в среднем происходит 200 аварий на каждые 100 км теплосетей). По оценке специалистов, потери тепла при эксплуатации систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%.
Причина такого удручающего состояния теплоцентралей в том, что до 80% теплосетей у нас проложены канальным способом с применением теплоизоляции из мягких стекловолокнистых матов и подобных недолговечных материалов. Практика показывает, что срок их службы не превышает 7-15 лет. В то же время при бесканальной прокладке трубопроводов использовались армопенобетон и битумо-перлит, которые характеризуются не только малой долговечностью, но и низкими теплоизолирующими свойствами.
Все эти материалы, применявшиеся в советские времена в целях экономии, с принятием новых норм по теплозащите СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» стали неприемлемы. На смену им приходит современная теплоизоляция из жесткого пенополиуретана. Расчетный срок службы таких трубопроводов составляет не менее 30-40 лет. Кроме того, они подходят для канальной и бесканальной прокладки.
К сожалению, хотя в последние годы в России открылось несколько предприятий, где производят такие изолированные трубы по европейским технологиям, их мощностей пока явно недостаточно для удовлетворения всех потребностей страны. Например, только в Москве надо реконструировать 4435 тыс. км тепловых сетей. Подсчитано, что за счет снижения теплопотерь и уменьшения аварийности суммарный эффект от полной реконструкции теплосетей столицы составит 784 млн руб. в год.
Сколько натикало?
В условиях плановой экономики и дешевых энергоресурсов советской эпохи централизованное теплоснабжение создавалось по таким схемам, что конечный потребитель в принципе не мог ни регулировать, ни контролировать количество поступающего к нему тепла. И до сих пор количество тепла, получаемого жилыми домами от котельной или ТЭЦ, рассчитывается «под самого дальнего потребителя» (например, жильцов верхних этажей), а все остальные вынуждены регулировать температуру в квартирах, открывая и закрывая форточку.
Сейчас отечественное ЖКХ переводится на рыночные отношения: вводится оплата за реально потребленное количество тепла, а не за отапливаемую площадь квартиры. И недостатки, унаследованные от прежней системы, проявляют себя в полной мере. К этому стоит прибавить ветхое и устаревшее оборудование котельных и тепловых пунктов, где практически все, от котлов и теплообменников до насосов, требует замены.
Реформа коммунальной сферы началась с внедрения средств учета тепла. Так, в Москве к настоящему времени уже большинство жилых домов оснащено подомовыми теплосчетчиками, да и в регионах постоянно растет доля домов, где установлены такие приборы. Но системы отопления необходимо снабжать радиаторными терморегуляторами и электронными счетчиками-распределителями. Первые позволяют жильцам контролировать температуру в своих квартирах, а с помощью электронных счетчиков-распределителей жильцы могут учитывать потребленное ими тепло. Только в этом случае установка подомовых счетчиков приобретает смысл. Какая разница, «сколько натикало», если платить все равно приходится за выданное «всем поровну» тепло, а не за реально потребленное тобой?
Как показывает накопленный опыт, наилучший экономический эффект достигается при комплексных энергосберегающих решениях, например, при установке энергоэффективного оборудования компаний «Данфосс», «Грундфос» и других, которое уже было опробовано в Белорецке, Саранске, Пензе, Дубне, Нерюнгри и других российских городах. Интересно, что в большинстве случаев модернизация систем отопления проводилась даже без отселения жильцов.
В 2005 году в Басманном районе Москвы, где реконструировали шестиэтажный кирпичный дом и установили такое оборудование, за морозную зиму 2005–2006 годов потребление тепла составило на 38% меньше по сравнению с прошлым, более мягким, отопительным сезоном.
Как этого достигли? На вводе в здание установили индивидуальный тепловой пункт, который включает в себя системный клапан, циркуляционные насосы и электронный погодный компенсатор. Благодаря последнему температура теплоносителя в батареях изменяется в зависимости от температуры наружного воздуха, реагируя на «незапланированные» потепления и похолодания. Так ликвидируются «перетопы» и «недотопы», и достигается оптимальный расход тепла во всей системе отопления.
Общедомовое оборудование дополнено приборами учета и регулирования, установленными в каждой квартире. Все радиаторы оснащены термостатическими регуляторами. На радиаторном терморегуляторе имеется шкала, деления которой соответствуют температуре от 6 до 26°С. Повернув ручку до нужного деления, можно получить в комнате желаемую температуру. Показания счетчиков-распределителей зависят от нагрева батарей: чем горячее поверхность, тем быстрее растут показания счетчика.
В Европе такая практика отопления зданий является нормой уже более 30 лет. Поэтому среднее потребление тепла на квадратный метр площади на Западе почти в два раза ниже, чем в России. Пора перенимать опыт.