Иметь или не иметь?
Хоть процесс приватизации жилья идет добрых 17 лет и обо всех плюсах и минусах, сопутствующих принятию решения, уже говорено-переговорено, нерешительность по-прежнему одолевает часть населения.
Лифты, козы и «Феррари»
Стоит ли добиваться чести носить гордое имя «собственник»? Какие будут налоги? Или ими только пугают? Во что обойдется своему карману ремонт лифта или замена батареи? И каков он вообще будет, этот карман, в наше непредсказуемое время?
А с другой стороны, – подумаешь, гордо оглядев свою «двушку» с видом на Тропаревский парк, – это все будет мое! Что хочу, то и делаю. Могу заложить квартиру и вложить деньги в фантастически прибыльное дело. Могу взять под нее кредит и купить красную «Феррари». И родственники станут не просто родственниками, а «наследниками». Ну а если совсем прижмет и придется жить на одну пенсию, обменяю на однокомнатную и снова стану богатой. Или продам квартиру и куплю домик в деревне и козу. А если совсем здоровье подведет, заключу договор ренты пожизненного содержания, и пусть за мной Моссоцгарантия ухаживает, а я им за это квартиру отпишу…
Все, решено: буду собственником! И что же делать дальше?
Просто через «окно»
– Возьмем самый простой вариант: семья живет по договору социального найма на одном месте, никуда не переезжая, скажем, с 1980 года. В этом случае процесс приватизации предельно упрощен, – говорит заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Юго-Западном округе Ольга Вольнова. – Любой член семьи приходит с паспортом и ксерокопиями паспортов и свидетельств о рождении детей всех совместно проживающих членов семьи в службу «одного окна». На Юго-Западе она находится по адресу: Университетский проспект, 4. Это все, что нужно для первичного обращения.
В «одном окне» вам разъяснят порядок и сроки оформления пакета документов, а также помогут составить доверенность, по которой наниматель и члены семьи, нотариально ее удостоверив, дают полномочия сотрудникам жилищного управления осуществлять приватизацию. Работники службы запрашивают необходимые для приватизации документы – выписку из домовой книги, копию финансово-лицевого счета, справку о замене паспортных данных, поэтажный план и экспликацию БТИ. На сбор документов и подготовку проекта договора передачи площади в собственность отводится два месяца. После этого придется прийти еще раз – уже всей семьей – для подписания договора, который затем передается в Управление Федеральной регистрационной службы. Срок государственной регистрации – один месяц.
Чтобы ускорить процесс, можно самому заняться сбором документов. Только идти потом с полным пакетом документов следует уже не в службу «одного окна», а в районные жилищные группы по работе с населением. Адреса можно получить в окружном Управлении жилищной политики и жилищного фонда.
Путешествие за справкой
Ну что ж, три месяца подождать и можно выбирать – коза или «Феррари». Но вот какая загвоздка: нашей семье на месте не сиделось, все в длительные командировки ездили – то Тамбов, то Норильск, то Киев, то Киргизия… От этого что-нибудь меняется?
– Да, это более сложный вариант, – качает головой Ольга Александровна. – Такие ситуации часто случаются с военными, служившими в разных гарнизонах, а теперь вернувшихся в Москву. Мы ведь должны быть уверены, что человек где-то не воспользовался своим правом приватизации. И тут служба «одного окна» не поможет: ее возможность сбора информации распространяется только на столицу. Так что придется гражданам ехать в то место (или те места), где они жили, чтобы получить документ о проживании в других регионах России или ближнего зарубежья и справку о неучастии в приватизации.
На территории нашей страны, если речь идет о периоде с 1991 по 1998 год, такую справку выдает БТИ либо ОАО «Ростехинвентаризация», а с 1998 по нынешнее время этим занимается местное управление Федеральной регистрационной службы. И если сведения о проживании еще могут выслать по запросу физического лица, то справки о неучастии в приватизации платные, и их можно получить только лично. А затем с этими документами уже можно прийти в «одно окно». Так что тем, кто много путешествовал, в данной ситуации остается только посочувствовать – такой вояж займет немало времени.
– Пожалуй, я еще подумаю, так ли мне нужна эта коза, – озадачилась я. – Да и лифт за свои деньги ремонтировать не очень-то хочется…
– Времени на раздумья у вас осталось меньше двух лет, – напомнила Ольга Вольнова.
Вот и мучайся теперь два года гамлетовским вопросом – быть мне собственником или не быть?