23:30:44
11 апреля 2021 г.

Какой опасный фрукт!

ЖКХВ жилищном сообществе не утихают споры о том, является ли лифт опасным производственным объектом или нет. Конечно, если домом управляет ДЕЗ, то у собственников голова по этому поводу не болит. Другое дело – ТСЖ и ЖСК. Там за безопасную эксплуатацию подъемного механизма отвечает председатель.

Из-за чего сыр-бор

Три года председатель одного из московских ЖСК пытается доказать, что лифт не является опасным производственным объектом. И даже получила на этот счет разъяснения из комитета по законодательству Госдумы РФ о том, что «жилой дом и, в частности, пассажирский лифт не являются опасными производственными объектами». Но Ростехнадзор, в функции которого входит контроль за использованием таких объектов, да и сами лифтовики так не считают. В самом деле, в приложении 1 федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к таковым относят объекты, на которых получают, используют, перерабатывают, хранят воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества. Вроде жилой дом в эту «компанию» не входит. Но он таковым становится, если в нем по пункту 3 приложения «используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры». Выходит, пятиэтажка без лифта – обычный объект, высотка с лифтами – объект опасный.

Для председателя ЖСК или ТСЖ это оборачивается дополнительными заботами и расходами. И немалыми. Нужно выделить штатную единицу – ответственного за эксплуатацию лифтов, и раз в год направлять его на обучение и аттестацию. Стоит подготовка своего кадра 30 тысяч рублей. Ростехнадзор потребует застраховать гражданскую ответственность управляющей организации. Дому, в котором, скажем, двенадцать лифтов, это обойдется в семь тысяч ежегодно. Владелец должен страховать гражданскую ответственность. А надо ли? В России уже существует судебная практика по этому поводу. Если нарушены нормы эксплуатации лифта, то инспекторы Ростехнадзора рекомендуют владельцу прекратить ее. Если предписание не выполнено и рекомендованные работы не проводятся, то тогда инспекторы передают дело в суд. И суд выносит решение о приостановке эксплуатации лифтов в срок до 90 дней. Административное взыскание может быть наложено как на должностное, так и на юридическое лицо.

Лифты должны регистрироваться в государственном реестре опасных производственных объектов. ТСЖ или ЖСК обязаны заключить договор на техническое обслуживание со специализированной организацией, которая за каждый лифт возьмет по 2–3,5 тысячи рублей в месяц. Цена зависит от этажности дома. Выходит, лифт – удовольствие не только опасное, но и дорогое.

В паутине нормативов

По лифтовому хозяйству принято немало нормативов, которые надо знать и выполнять. Кроме вышеупомянутого закона № 116-ФЗ есть еще и постановление правительства РФ от 10.03.1999 года № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте». Его исполнение обязательно для всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы. Предусмотрена ответственность руководителя эксплуатирующей организации. В нашем случае – председателя ЖСК или ТСЖ. Этот закон обязывает владельца (эксплуатирующую организацию) обеспечивать содержание лифта в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию.

И вот здесь начинается путаница. Пожалуй, только в нормативных актах по лифтовому хозяйству между владельцем и эксплуатирующей организацией стоит знак равенства.

Но… Что есть, то и есть. Коли, по мнению авторов, это одно и то же, разберемся, как в такой ситуации действовать председателю ТСЖ или ЖСК.

По мнению начальника управления охраны труда и промышленной безопасности МГУП «Мослифт» Андрея Зверева, надо понимать, что владелец лифта и эксплуатирующая организация – ТСЖ или ЖСК – заключает договор на техническое обслуживание лифта со специализированной организацией. Но между нею и владельцем может стоять и сторонняя эксплуатирующая организация, наняв которую, ТСЖ избавится от лишней головной боли. И здесь главное – четко прописать в договоре, кто и за что несет ответственность.

Специализированная организация по техобслуживанию лифтов берет на себя разработку технической документации, предоставляет квалифицированную обслугу, ведет контроль за качеством работ и соблюдением правил техники безопасности. Она также по отдельному договору может взять на себя обязанности эксплуатирующей организации.

Специализированная организация про-водит ППР – планово-предупредительный ремонт. Он регламентирован приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и ЖКХ от 17.08.1998 года № 53. Собственно, ППР – это периодические технические осмотры, текущий ремонт и аварийно-техническое обслуживание. И восстановление лифта – капремонт и модернизация. Важно не путать одно с другим. Капремонт предусматривает замену или восстановление частей лифта после 6–10 лет их службы (надо ли говорить, что сроки не выдерживаются, лифты ремонтируются по необходимости). При модернизации обновляются узлы и детали, тем самым обеспечивается новый технический уровень лифта, повышается степень его безопасности. К примеру, если под порогом кабины установить защитный фартук, то это предотвратит падение человека в шахту.

Модернизация практикуется на механизмах, отслуживших 25 лет. По заявке эксплуатирующей организации она может быть проведена до истечения срока службы в зависимости от технического состояния.

Определяет, нуждается ли лифт в замене или достаточно частичной модернизации, не эксплуатирующая и не специализированная организация. Это может делать только независимая экспертная организация, которая раз в год проводит техническое освидетельствование лифта и выносит вердикт.

На случай беды

Страхованием гражданской ответственности занимаются компании, рекомендуемые обычно Ростехнадзором. Мера эта вмененная или обязательная. Однако в Москве разработана нормативная база по концепции добровольного страхования общего имущества, в том числе и лифтов, которая позволит собственникам снизить затраты на ремонт и модернизацию и обеспечит страхование от несчастных случаев. На этот счет выпущено постановление правительства Москвы от 13 июня 2006 года № 391-ПП «О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах». Условия город предоставляет, опять же, льготные – готов нести обязательства по возмещению ущерба в размере сорока процентов от его суммы.

По словам заместителя генерального директора ГУ «Городской центр жилищного страхования» Ирины Чертковой, в этом постановлении все объекты общего имущества разделены на три группы: конструктивные элементы и элементы отделки, инженерное оборудование, лифты и лифтовое оборудование.

Размер страхового взноса за страхование лифтов незначительный и зависит от этажности дома, количества подъездов. В среднем это 420–800 рублей в год на все строение. К примеру, на дом серии П-44 из четырех подъездов взнос составит 843 рубля в год, из двух подъездов – 421 рубль в год. С квартиры получается 2,52 рубля. Выплата возмещения производится по сметной стоимости, которую представит Мослифт.

По данным Мосжилинспекции, более 24 тысяч лифтов, или 52 процента лифтового хозяйства столицы, находится в неисправном состоянии. Причем каждый лифт в среднем ломается полтора раза в месяц. Возможно, страхование и есть та самая соломинка для спасения собственников, которые все как один сейчас страшатся тяжкого бремени ответственности за их общее имущество.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация