23:30:44
11 апреля 2021 г.

Николай Васютин: «Ставлю на неравнодушного собственника!»

ЖКХПолгода назад бывший министр регионального развития Владимир Яковлев заявил о том, что жилищные инспекции необходимо вывести из подчинения местных властей, объединив в единую федеральную структуру при Росстрое. Получилось ли? Об этом рассказывает Главный государственный жилищный инспектор РФ Николай Васютин.

«Великолепная» пятерка

– Николай Афанасьевич, что представляет собой структура возглавляемого вами ведомства?

– Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции, руководителем которой распоряжением правительства РФ я был назначен четыре года назад, и государственных жилищных инспекций субъектов РФ. Они созданы и работают во всех регионах страны. По Положению о государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденному постановлением правительства от 26 сентября 1994 года № 1086 (с последующими изменениями), госжилинспекции регионов содержатся на средства регионов и являются органами их исполнительной власти. Это самостоятельные юридические лица, но подчиняются они руководству субъекта РФ.

Главная государственная жилищная инспекция координирует и организует их деятельность, обеспечивает методически, анализирует результаты работы, подводит итоги и согласует назначение руководителей. Так обстоит дело практически со всеми госжилинспекциями страны за исключением пяти: в Псковской области, а также в республиках Алтай, Карелия, Карачаево-Черкессия и Марий Эл. Они не самостоятельны, а являются отделами в управлениях и департаментах ЖКХ субъектов, то есть подчиняются тому, кого призваны контролировать.

Об этом и говорил в свое время бывший министр. Тогда таких инспекций было значительно больше, на сегодня их осталось пять. Такие госжилинспекции даже не имеют права применять к нарушителям законодательства РФ в жилищной сфере статьи 7.21, 7.22 и 7.23 Кодекса РФ об административных нарушениях. И мы вынуждены передавать подобные дела на рассмотрение «полноценных» инспекций. Вот на днях передали административное дело о правонарушении, совершенном в Республике Алтай, на рассмотрение госжилинспекции Алтайского края.

– Какую роль, на ваш взгляд, должно играть государство в условиях реформы ЖКХ?

– Главная цель реформы – обеспечить гражданам качество, надежность и доступность жилищно-коммунальных услуг. Система ЖКХ, которая сложилась в прошлом веке, неплохо справлялась с этой задачей. Другое дело, что задача решалась весьма затратно. А так как платили за услуги в основном не граждане, а бюджет, то проблема вроде бы и не касалась населения напрямую. Другое дело – сейчас. Участие государства в экономике резко сократилось. Отсюда вторая цель реформы – оптимизация бюджетных расходов на ЖКХ.

Они переориентированы с организаций ЖКХ на реально нуждающихся потребителей услуг. По существу жилищно-коммунальное обслуживание перестало быть общественным благом. Это, скорее, продукт семейного потребления. Государство должно исполнять роль гаранта доступности так называемых федеральных стандартов жилищно-коммунального обслуживания. Через механизмы госрегулирования обеспечивать комфортную и безопасную среду проживания. Оно оставило за собой также право государственного контроля в сфере ЖКХ.

– Только вот в статье 20 Жилищного кодекса об этом было сказано одним коротким абзацем…

– Верно, в ней не было раскрыто, что и как должно контролировать государство. Однако принятый 18 октября 2007 года федеральный закон № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» конкретизировал 20-ю статью. Теперь в ней сказано: уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия и функции в сфере госконтроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, следят за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.

Эти полномочия включают в себя принятие нормативных правовых актов, контроль над их исполнением, методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов РФ.

Уполномоченным органом исполнительной власти по контролю в сфере ЖКХ является Государственная жилищная инспекция.

При поддержке ТСЖ

– Не затерялся ли в этом перечне житель с его проблемами?

– Конечно, нет. Наша главная задача – контроль над обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении им жилищных и коммунальных услуг, которые должны отвечать требованиям федеральных стандартов качества. Контролируем мы также использование и сохранность жилищного фонда, независимо от его формы собственности.

Методы, которые использует в работе Государственная жилищная инспекция, определены законодательством РФ. Вместе с тем мы учитываем конституционное право местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения – вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

На основе анализа отчетности, статистики и результатов проверок на местах подаем предложения в Минрегион при подготовке практически всех законодательных актов, относящихся к нашей компетенции. В том числе – по совершенствованию системы эксплуатации и контроля в ЖКХ.

– А что вы думаете о собственнике? Растет ли он, зреет ли?

– Собственники, объединяясь в ТСЖ, начинают представлять собой реальную силу. И нам легче работать при их поддержке. Они стали смелее, начали более активно отстаивать свои интересы в договорных отношениях. Часто несоблюдение условий договоров между собственниками и поставщиками услуг становится поводом для наших проверок.

Приведу несколько примеров. В Калининградской области для уволенных в запас военнослужащих построили многоквартирный дом. Ввели в эксплуатацию с большим браком и недоделками. Подрядчик дал гарантийное письмо, но своих обязательств не выполнил. Жители остались один на один с массой проблем. Они создали ТСЖ и начали борьбу за свои права. Их обращения в инстанции результатов не приносили, и они нашли дорогу к нам.

Мы привлекли к решению проблемы областное и районное руководство, нашли заказчика и подрядчика строительства, вынесли им постановление. В течение квартала сняли все вопросы. Но во время проверки открылась и вторая сторона медали. Оказалось, что и само ТСЖ неудовлетворительно выполняет обязанности по содержанию общего имущества и придомовой территории. Товариществу также выдали предписание, заставили устранить эти нарушения. Наказывать никого не пришлось. Обе стороны выполнили свои обязательства.

Администрация города Прокопьевска при проверке установила, что в одном из ТСЖ шесть квартир использовались не по назначению – под телемастерские и офисы. Мы выдали предписание о прекращении противоправной деятельности, всех собственников привлекли к административной ответственности и серьезно оштрафовали. Теперь эти квартиры используются как жилые помещения.

В городе Киселевске за подачу горячей воды с температурой ниже нормативной 144 жителям был произведен перерасчет за отопление и горячее водоснабжение. Гражданам вернули 65,4 тыс. рублей, а поставщика привлекли к административной ответственности. Причем и руководителя, и саму организацию.

Не обидеть соседа

– Как складываются отношения с управляющими организациями и ТСЖ?

– Я бы сказал, что мы с ними работаем в правовом русле. Но во время поездок в регионы сталкиваюсь с серьезной проблемой – неподготовленностью руководства управляющих компаний, ТСЖ к выполнению функций по управлению домами.

Многие руководители почему-то считают, что планирование, отчетность управляющим организациям вообще не нужны, а нужна, как они говорят, живая работа. На самом деле очень важно планирование при подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации, использование графиков производства работ, финансирования, паспортов готовности и прочей планирующей и исполнительной документации. Необходимо широкомасштабное обучение не только руководителей управляющих компаний, но и бухгалтеров, ревизоров, мастеров, техников.

– Страна наращивает объемы нового строительства. Однако во всех новостройках одна и та же беда: жители, еще не став собственниками, ломают стены, перекраивают квартиры. Управляющая компания бессильна их вразумить – она временная. Что может сделать в этой ситуации жилинспекция?

– Важно, чтобы, делая хорошо себе, люди не устраивали неудобств соседям. И самое главное, чтобы переустройства и перепланировки не приводили к серьезным последствиям, обрушению отдельных конструкций и всего здания. К несчастью, бывает и такое.

Порядок переустройств и перепланировок определен Жилищным кодексом РФ (четвертая глава). А Кодекс об административных правонарушениях в статье 7.21 определил ответственность за эти правонарушения, и статьей 23.55 контроль за переустройством отнесен к компетенции жилищной инспекции.

– Порой собственники отказываются от услуг квалифицированной управляющей компании и приглашают более «дешевую». В результате в подъездах темно и грязно, а сложным инженерным оборудованием заправляет «дядя Вася». Отработан ли механизм «наказания» собственников?

– К сожалению, не отработан. Полагаю, эти вопросы будет решать уже новый состав Государственной Думы РФ. Очевидно одно: собственник жилья должен нести ответственность за принимаемые решения по управлению своим домом.

Беседовала Лилия Позднякова

О нашем собеседнике

Николай Афанасьевич Васютин по образованию инженер путей сообщения, строитель. Кандидат технических наук. Шестнадцать лет проработал на строительстве БАМа. Затем был начальником отдела Центра производственно-финансового контроля Минтранса России, начальником управления государственных жилищных инспекций Госстроя России. Последние четыре года – главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации. Награжден двумя орденами и медалями. Почетный работник ЖКХ России.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация