Из справки Госстроя России «О финансовом состоянии ЖКХ», которая готовилась для депутатов Государственной Думы
Кто недоплачивает жилищно-коммунальному хозяйству
«Анализ финансирования предприятий показывает наличие ряда системных факторов, объясняющих образование нефинансируемой никем задолженности предприятий ЖКХ, составившей в 2001 году величину 60,2 млрд. рублей, а за 1-е полугодие 2002 года – 101,3 млрд. рублей.…Это особенно ярко проявляется в критических регионах: Республиках Карелия, Тыва, Красноярском и Алтайском краях, Вологодской, Калининградской, Камчатской, Кировской, Костромской, Курганской, Магаданской, Сахалинской, Тверской, Ульяновской областях и Корякском АО».
Далее авторы этого документа выделяют три причины этой печальной ситуации.
Первая – недофинансирование из-за неисполнения муниципальными образованиями федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты ЖКУ: уровень оплаты по муниципальным образованиям составляет 67,7% при установленном 90%; доля платежей в совокупном доходе составила 19% при установленной 22%. Сумма недофинсирования за счет высокодоходных категорий населения составляет 54,5 млрд. рублей.
Вторая причина кроется в «неисполнении бюджетных обязанностей по населению». Льготы профинансированы на 51,5% (недофинсирование – 9,862 млрд. рублей); субсидии профинасированы на 64% (недофинансирование по населению – 2,272 млрд. рублей); дотации предприятиям ЖКХ на компенсацию разницы в тарифах профинансированы на 83,2% (недофинансирование 46,201 млрд. рублей). В сумме эта величина составляет 58,3 млрд. рублей.
И третья – «неисполнение бюджетных обязательств по бюджетозависимым предприятиям потребителям».
Недофинансирование по федеральным потребителям – 5,2 млрд. рублей; недофинасирование по бюджетным потребителям субъектов федерации и муниципальным образованиям – 37,7 млрд. рублей. Итого – 42,9 млрд. рублей.