Время – детское
Хорошее это дело – всякие памятные даты, юбилеи, дни Парижской коммуны, недели защиты утконосов или, например, целый год любви к детям. На самом деле никакой иронии здесь нет. Ни одна женщина добровольно не откажется от 8 Марта – хоть в этот день цветы ей непременно будут обеспечены. Такая же история происходит и с жильем.
Ветераны уже знают, что если есть шанс улучшить квартирные условия, то скорей всего ко Дню Победы. Сейчас, в связи с Годом ребенка, настало «детское время». Успевших родить пять и более детей пропускают практически без очереди. В самом деле, в нынешнем году жилищные условия собираются улучшить всем этим семьям, которые успели встать на учет до 1 марта 2005 года. Если, конечно, они сами этому улучшению противиться не станут.
Основным камнем преткновения, как это часто бывает, служит то место в законодательстве, где указано, что «очередникам предоставляется площадь в границах города Москвы». Не будем повторяться и в сотый раз рассказывать о том, как, с одной стороны, сложно менять привычное место жительства, а с другой – невозможно обеспечить всех желающих площадью в старых районах города. О конкретных ситуациях, происходящих в рамках программы обеспечения площадью семей с детьми, рассказывает начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Западном округе Елена Рылатко.
Исключение из правил
– Семей с пятью и более детьми у нас всего четырнадцать, – говорит Елена Владимировна. – Десять из них уже переехали в новые квартиры. С остальными взаимоотношения складываются по-разному. В принципе, мы всегда стараемся вникнуть в конкретные обстоятельства той или иной семьи. Вот, например, недавно был такой печальный случай. Мама родила шестого ребенка, и оба они умерли. Отец остался с пятью детьми на руках – все погодки, мал мала меньше. Жили они в одной небольшой квартирке вместе с семьей брата – условия для малышей ужасающие. Мы нашли им четырехкомнатную квартиру в непосредственной близости от прежнего места жительства. Сняли их с программы переселения, понимая, что отцу большого семейства очень тяжело будет адаптироваться в другом районе. Но провести такую работу по каждой семье нет возможности. Тем более не часто семья едет на новое место в полном составе, сдавая городу старую квартиру. Обычно она делится и получает новую площадь в дополнение к старой.
Между тем возникают ситуации, когда та или иная семья выдвигает требования, которые противоречат закону. И жилищники, естественно, их выполнить не могут.
Дача не предусмотрена
Елена Рылатко привела несколько примеров – с многодетными семьями, которые остались необеспеченными.
– В план года попала семья с десятью детьми из района Солнцево, которая была поставлена на очередь в порядке исключения. Им предложили три квартиры в двух кварталах от старого дома, на одном этаже – 3+3+2. Последовал отказ: далеко от детского сада, и квартир должно быть четыре. Честно признаться, мы растерялись: специально долго подбирали такой спаренный вариант. И тут к нам пришел полный пакет документов, в том числе сведения о наличии собственности. Выяснилось, что у семьи есть еще однокомнатная квартира. Комиссия решила все-таки предоставить три квартиры, хотя площадь, как положено по закону, уменьшилась – 3+3+1. В том же Солнцеве, чуть ближе к детскому саду, на одном этаже. В ответ посыпались жалобы во все инстанции. Хотя в работе принимало участие общество многодетных семей Западного округа, они смотрели квартиры, выясняли причины. В результате мы до сих пор с этой семьей в переписке. И чем это кончится, непонятно: лучше варианта, чем предлагали, все равно не подберем.
Беда, наверное, в том, что не привыкли у нас считаться с законом. Поэтому каждый раз разговор о законе является как бы неожиданностью. Вот еще одна ситуация.
Во Внукове проживает действительно очень бедная и многодетная семья – с десятью детьми. Живут в частном, довольно большом доме, но «без удобств», так что в 2007 году были поставлены на очередь. Семья хочет получить новую площадь по норме – 216 кв. м (18 х 12) и оставить за собой дом в качестве дачи. По-человечески их можно понять, но закон такого варианта не предусматривает. Единственное, что возможно: получить небольшую квартиру в дополнение к этому дому.
В Солнцеве – воздух и поликлиники
Все сказанное выше относилось к семьям с нормальными, слава Богу, здоровыми детишками. Программа обеспечения площадью семей с детьми-инвалидами рассчитана на три года. Таких детей, проживающих в общежитиях и коммунальных квартирах, в Западном округе 70. На данный момент 25 семей уже переехали. Остальные пока думают.
– Здесь все гораздо сложней, чем с многодетными, – считает Елена Рылатко. – Для любого ребенка тяжело менять школу, детский сад, но для инвалида такие перемены могут стать особым потрясением. Очень важно, если у него здесь сложились отношения с детьми, если его не дразнят ребята во дворе, ну и, кроме того, он привязан к поликлинике, диспансеру, врачам, процедурам… Мы стараемся все это учитывать: занимаемся подбором максимально приближенной площади, связываемся с врачами, советуемся. Многие, кстати, согласились переехать в Солнцево, где очень хорошие детские поликлиники и свежий воздух. С остальными продолжаем работать. Эта категория, если можно так сказать, еще менее защищена, чем многодетные. Семьи с детьми-инвалидами прежде всего хотят, чтобы у ребенка была отдельная комната, где он мог бы отдохнуть, позаниматься на тренажерах. Есть даже семьи 1988–1989 годов постановки на учет, люди очень долго стоят на очереди. И пусть там один ребенок, но они очень нуждаются в помощи.
Программа для детей-инвалидов рассчитана еще на два года, в 2009-м их всех должны обеспечить нормальной жилплощадью. Семьи с пятью и более детьми получат квартиры до конца года. Но кончится Год ребенка, а семьи с тремя-четырьмя детьми так и останутся ждать. Их довольно много – если пропустить всех «вперед», то движение очереди вообще затормозится.
Однако что-то придумывать надо. По мнению Елены Рылатко, ребенку нужно с самого начала расти в нормальных условиях. И чтобы не случалось так, как со старыми многодетными очередниками, которые уже успели вырастить детей и были переведены из льготной очереди на «общие основания». Не должна вся жизнь проходить в ожидании. Поэтому, собственно, город и настроен обеспечивать бесплатной площадью самых незащищенных, а остальным – полным сил, работающим – помогать покупать удобное, современное жилье по льготным ценам. Но это уже другой разговор.