IPO – удовольствие для подготовленных
Аббревиатура IPO для обычного человека звучит загадочно, хотя в последнее время в бизнес-кругах – уже в большом ходу и имеет шансы оказаться среди таких общеупотребительных слов, как инвестиции, ваучеры и т.д. Может ли этот финансовый инструмент иметь отношение к жизни рядового потребителя, если о нем иногда даже говорят как о механизме приватизации?
Две точки над i
В бизнес-справочниках IPO расшифровывается двояко – как Inter-national public offering и как Initial public offering (первичное публичное размещение). International говорит о выходе компании на мировой рынок, возможности размещения акций на международных фондовых биржах.
– IPO пришло в бизнес-обиход из США, – объясняет Игорь Бут, старший аналитик департамента корпоративных финансов инвестиционного банка «КИТ Финанс», – где особой популярностью пользуется акционирование, при котором всем желающим предлагается право инвестировать в новую компанию и таким образом принять участие в бизнесе. Настоящий бум IPO на Западе пришелся на 90-е гг., когда там массово создавались новые технологичные компании, испытывающие необходимость в притоке средств для развития. Банки новым компаниям выдавать кредитные ресурсы не спешили, и бизнес активно использовал приход инвестиций извне с помощью IPO.
Первые опыты
Если в принципе IPO изобрели для участия широкого круга инвесторов, то в российской практике это далеко не так. К тому же термин IPO в последнее время активно используют не совсем по назначению – для обозначения публичного размещения акций на фондовом рынке страны, и часто случается, что при открытой подписке на акции компаний на российском фондовом рынке говорят о процедуре IPO. Однако в силу значения самого термина – аббревиатуры, где I означает international – международный, говорить об этом вряд ли корректно, объясняет Юлия Кондратенко, генеральный директор юридической компании «Бергер и Партнеры». По мнению Ю. Кондратенко, компании именно сейчас стали прибегать к IPO в связи с потребностью в финансировании, привлечении капитала на новые проекты. И в то, что граждане РФ в массовом порядке смогут быть инвесторами, верится с трудом.
Недавний выход на рынок IPO Внешторгбанка расценивался наблюдателями в основном как демократичный шаг: была открыта подписка на акции ВТБ, минимальные лоты оценивались в 30 тыс. руб., их могли приобрести даже частные лица в любом отделении.
Другое дело, что ожидания самого банка на эту процедуру не оправдались.
– Говорить о большой перспективности этой инициативы в России я бы не стала, – высказывает мнение Наталья Ветлугина, руководитель аналитической службы компании «Новый город». – В то, что компании будут объективно оценены, не очень верится. Судя по тому, что произошло с акциями «Внешторгбанка», как после этого другие банки перестали торопиться на биржу, – там были проблемы. Подобная участь, думаю, ожидает и девелоперов. Тем более, что всем известно, что на строительном рынке все сейчас очень непросто.
Плюсы и минусы
Выход на международный фондовый рынок, то есть проведение полноценного IPO пока по силам только крупным и очень крупным компаниям, которыми проводится оценка стоимости акций и последующее размещающим там полного или частичного пакета акций. Так произошло с российскими «Открытыми инвестициями», «Cистемой Галс», RGI International, Mirland.
Покупать акции компаний на международных рынках могут все желающие, но понятно, что чаще занимаются этим квалифицированные игроки, среди которых – институциональные инвесторы, пенсионные и страховые фонды и т.д. Если же это частные лица, то достаточно подготовленные или действующие через специальных посредников, что для нашего российского обихода пока редкость.
Покупка акций компаний – дело рискованное, никаких устойчивых прибылей международный фондовый рынок никому не обещает. С другой стороны, отмечает Ю. Кондратенко, инструмент дает возможность привлечения капитала и защиты прав иностранных инвесторов.
Но IPO, по оценке И. Бута, часто оказывается дороже для компании, чем получение кредитов в банке: для выхода на внешний рынок требуется пройти массу проверок международных экспертов, отчасти перестроить менеджмент, и, главное, доходность вложений в собственность всегда должна быть выше, чем проценты на банковские кредиты. И если компания идет на это, то имеет для этого важные мотивы, например, невозможность по каким-то причинам получить средства в банках или намерение продать бизнес.
Будьте прозрачны
Выход на IPO российских девелоперов и застройщиков возможен только в случае полной прозрачности деятельности соответствующих застройщиков – основных игроков рынка, говорят в компании «Бергер и Партнеры». Сегодня строительные компании, несмотря на значительную стоимость квадратного метра в Москве, работают на уровне низких финансовых показателей, непрозрачности механизмов. При этом, безусловно, инвесторы интересуются этими компаниями и готовы приобретать их акции при соблюдении соответствующих условий.
И такие опыты на нашем рынке уже есть. По мнению Андрея Клецко, заместителя председателя правления MIRAX GROUP, IPO дает справедливую оценку бизнеса компании. Поэтому цель первичного публичного размещения акций состоит не только и не столько в привлечении денег (это можно легко сделать, используя другие инструменты рынка долговых капиталов), сколько в повышении капитализации компании, выходе ее бизнеса на качественно новый уровень.