Садовые штучки
«Использование декоративных элементов, – можно прочесть в научных трудах по садовому дизайну, – и малых архитектурных форм в садах позволяет преодолеть однообразие, обусловленное ограниченным ассортиментом стойких в наших условиях растений, а также способствует созданию особой образной среды в рамках выбранного стилистического направления».
Ой, хорош, когда к месту
Молодцы, господа теоретики, так держать! А не хотите ли прокомментировать реально сложившуюся ситуацию: с овцами в можжевельниках и бетонными дивами в фонтанах?
Что ж, охотно. Начнем с того, что все не столь уж ужасно. И если не брать во внимание пластиковых корову, лошадь, овцу, нагловатого котяру и странного вида человека с лакейскими бакенбардами, держащего шляпу в протянутой руке, можно сказать, что общий художественный уровень изделий, представленных на рынке, достаточно высок. Естественно, под «рынком» стоит понимать всю совокупность предложений.
Еще следует учесть, что эстетическая ценность предмета не всегда гарантирует успех. В самом понятии «садовый декор» заложено: декорировать, украшать, облагораживать, акцентировать и дополнять растительные композиции. Здесь наша задача сводится к тому, чтобы подобрать подходящий случаю декоративный элемент, а затем органично и по возможности деликатно завязать его с окружением.
Вот, собственно, мы и обозначили две стороны вопроса: что имеем в наличии и как с этим разумно поступить?
Вазоны. Скромно и со вкусом
Лидируют на рынке отнюдь не гномы, а скромные вазоны и контейнеры. Их, незаметных, пылящихся в штабелях, в десятки раз больше, чем всего остального, вместе взятого. Редкий сад теперь обходится без вазонов с летниками. Они нужны ландшафту как воздух, так как оказываются к месту буквально везде. Широкие входные ступени кажутся неприветливыми без каскада фуксий, петуний и пеларгоний. Чопорная, на «аглицкий» манер, входная дверь немыслима без парных стриженых туй по бокам. Низкий вазон по размеру крышки ненавистного канализационного люка враз решает все проблемы. Горшочек с обыкновенными бархатцами на высокой кованой подставке, водруженный между отцветшими, развалившимися от дождя и ветра сорокалетними кустами пионов, лучиком озарит этот скучный кусочек цветника. Да мало ли где еще выручат эти скромники? Пряные травы и помидорчики «Черри» – у барбекюшницы, девичий виноград, бросающий вызов широкой отмостке, – у каменной стены.
Материалы, из которых делаются ландшафтные вазоны, можно буквально перечесть по пальцам – шамот, терракота, бетон и пластик. В редких случаях дерево или металл. При этом наружная отделка может быть самостоятельной – натуральный камень, смальта, бамбук.
Шамот, с его характерной фактурой – «трещинками», хорош сам по себе. Его теплый желтовато-кремовый оттенок сродни нашему родному подмосковному доломиту. Чем ярче выражена фактура его поверхности, тем органичнее он оказывается в ландшафте. Чтобы зима не оказалась для него губительной, стоит дополнительно пропитать его любым гидрофобным составом.
Терракота, по понятным причинам, хорошо сочетается с кирпичом. Но материал этот более мягкий, и на зиму такие вазоны следует убирать. Предпочтение стоит отдавать фактурным или состаренным экземплярам. Ни в коем случае не глазурированным.
Бетон мы недооцениваем. Качественные светлые отливки, имитирующие камень, легко покрываясь мхом, выглядят весьма достойно, во всяком случае, во всем мире ими не гнушаются.
О декоративных свойствах пластика говорить не приходится. Но иногда это лучше, чем ничего.
Любое растение, очутившись в вазоне, начинает чувствовать себя по-королевски. Так же, как любая детская каракуля, бережно вставленная в хорошую рамку с паспарту. Универсальные правила такие: вазон сочетается по стилю и колористике с постройкой и мощением, в группе вазоны должны быть немного разными, а если вазон находится в растительном окружении, наполнять его лучше монокультурой, контрастной этому окружению.
Драный башмак ночью освещает, днем – украшает
Вторая большая группа садовых аксессуаров, как это ни странно, – фонари. Редкий сад теперь обходится без декоративной вечерней подсветки. А днем те светильники, что оказываются на виду, вместо того, чтобы мирно дремать, вынуждены работать предметами декора. При их подборе мы должны держать в голове три мысли сразу: нравится – не нравится, подходит – не подходит и какой дает свет.
Почему-то принято считать, что фонари должны быть одинаковыми на всем участке. И торчит венецианский уличный красавец среди папоротников, а никелированная hi-tech серия пугает пластиковых лягушат у лесного озерца.
Естественно, фонари в парадной зоне у дома должны соответствовать своему положению и выглядеть достойно. А дальше – поле для веселого творчества. Светиться может все, что угодно, – от концептуального драного башмака, «потерянного» в лесу, до огромного «лунного» шара с порхающими вокруг витражными бабочками. По возможности располагайте фонари в зелени или хотя бы подсаживайте к ножкам светильников растения.
Есть гном, значит, все в порядке
Садовая скульптура – одно из самых проблемных направлений. Хороши качественные копии классических статуй, но уж больно редки сады, где они бывают востребованы. Весьма перспективное направление – абстрактная скульптура, но наш народ еще его не прочувствовал. Нет спроса – нет предложения. Деревянная скульптура, которая могла бы соседствовать с баней, по-прежнему отдает пионерским лагерем.
Ну и, конечно, гномы. Что же нас в них так раздражает? Собственно, против самого факта их существования никаких возражений нет. Просто очень редко попадаются симпатичные. Гном – некий феномен. Он, скорее, воспринимается как знак, нежели как предмет искусства. Гном должен жить в саду – пожалуйста, мы его предъявляем. У нас все в порядке. Мы с ним еще и поговорим вечерком – глядишь, кротов прогонит…
От коряг до греческого патио
Камни тоже могут считаться декором. Это происходит в том случае, когда нет задачи имитировать природный ландшафт. Просто мы увидели камень, без которого жизнь будет не мила, наняли рабочих, и вот он уже красуется на лужайке у бассейна. Для некрупного, но ценного экземпляра можно соорудить подставку и украсить им миксбордер.
Мини-фонтаны – редкая в наших краях вещь. А зря. Копеечная помпа (а за пятак в комплекте с подсветкой и парогенератором) и кусочек аквариумного шланга – универсальная начинка и для пристенного источника, и для круглой мозаичной чаши на подставке в солнечном розарии, и для кокетливо плюющейся лягушки у пруда, и для выдолбленного камня в японском саду. Такие вещи обычно делаются на заказ или, если душа поет, самостоятельно. Например, можно приобрести самую дешевую бетонную заготовку и декорировать ее волшебным образом.
Декор «в стиле…» по-прежнему актуален, но тот, который тонко и ненавязчиво подчеркивает стилистику дома или части сада. «Афинские развалины» с колоннами – часто уже перебор, а хорошее греческое патио с галечным мощением, перголой и огромными керамическими сосудами – вполне приемлемое решение. Конечно, японский сад, итальянский дворик, небольшой французский партер на заднем дворе или английское все целиком уже у советского человека просто так не отберешь. Оно уже наше, родное, и горе тому теоретику, что начнет нас учить жить!
Лесные и теневые аксессуары – особая группа. Девиз – поменьше китча, побольше природных материалов. Пни, коряги, замшелые камни, кормушки для птиц – все это должно как бы вырастать из природного окружения или, скорее, быть частью его.
Итак, господа, есть очень много приятных вещей, которыми можно украсить сад. Вам остается самое сложное – сделать выбор!
Оксана Хлебородова, руководитель ландшафтной мастерской «Авторский сад» (тел. 776-89-05)