Как задушить соседа?
Сколько стоит сейчас на рынке квадратный метр? 600–700 долларов? Хе-хе. Нужно знать, как искать. Я вот знаю, как купить такой же квадратный метр за 30 долларов. И поверьте – это вовсе не туфта. Более того, объявления на этот счет можно прочитать во многих газетах, а также и на столбах.
Только читать надо уметь! Что же это за объявления? Привожу наугад одно – из газеты «Из рук в руки»: «Строительная организация увеличит площадь ваших кухонь. На месте ненужного вентканала мы обязуемся сделать нишу, куда вы сможете поставить холодильник, стиральную машину, плиту либо встроить стенной шкаф. Работы выполняются в течение одного дня. Стоимость – 1000 руб. Звоните по телефону…» Разве не заманчиво?
Приходилось читать и такое: «Если вентканал проходит рядом с ванной, то за счет него вы сможете расширить это крохотное помещение и осуществить свою давнюю мечту: поставить там джакузи». Если даже не джакузи, все равно хорошо – просторная ванная.
Подобные объявления буквально наводнили Москву. Иногда фигурирует «организация», иногда просто умельцы. И те, и другие спешат поправить наших расточительных строителей, лишающих людей таких удобств. Реклама, кстати, могла бы быть и более убедительной: «Не упускайте своего счастья! Спешите воспользоваться нашим предложением! Двойная выгода – и практически задаром! Всего за тысячу рублей вы сможете не только увеличить свою квартиру, но и придушить соседа».
Ведь именно к таким последствиям и могут привести переделки.
«Легкие» наших квартир
А теперь поговорим серьезно: зачем вентшкафы в квартирах, какую они выполняют роль, чем грозит их уничтожение.
Чтобы лучше это представить, взгляните на вентиляционную решетку из пластмассы, которая располагается обычно над мойкой. Какой-такой материал пошел на нее? Пластмасса, говорите? Только на слово можно и поверить. Ибо что-либо разглядеть не представляется никакой возможности: вся решетка густо обросла пушистыми и жирными наслоениями грязи. Не сомневаюсь, что хозяйки регулярно чистят ее. Но проходит месяц-другой, и решетка зарастает вновь. Такая вот черная иконка.
Решетка – это лишь благородное прикрытие неэстетичной бетонной дырки, которая как раз и служит входом в вентиляционный канал, куда из комнат, а особенно из кухни, устремляется вся нечисть, а оттуда выбрасывается за пределы дома и растворяется в воздушной массе. Теперь к ним, этим каналам в бетонном теле наших стен, прибавили просторные шкафы, иными словами, усовершенствовали систему очистки – эти шкафы позволяют кроме естественной наладить принудительную вентиляцию. Что там говорить – полезное изобретение! Ведь ни одни, даже настежь распахнутые окна, не проветрят квартиру так, как эта глубокая гулкая шахта, пронизывающая весь дом и вытягивающая грязь из наших комнат и кухонь. Она не только делает воздух чище, но сберегает наше здоровье.
А теперь представьте, что в каком-то месте часть вентиляционного стояка просто вырубается. Путь воздушному потоку наглухо перекрывается. Пусть даже не на всех этажах, а только в одной квартире. Это значит, что все другие квартиры – те, что ниже – лишаются притока свежего воздуха. Чад, до того уносившийся в атмосферу, теперь оседает на кухонных шкафах, полках, посуде, а главное – в наших легких. Квартира наполняется кухонными ароматами всех верхних этажей: запахами жареной рыбы (или что там у хозяек на обед?), чесночным благоуханием, табачным дымом. И все это мы глотаем… Можно представить, какое удовольствие жить в такой атмосфере. Открываются окна, двери – ничего не помогает. Квартира превращается в душегубку.
И только жильцы той квартиры, где вместо вентканала – холодильник, только они все «в белом». Не знают, не ведают, что натворили. У них-то в помещении по-прежнему воздух чист и прохладен. А поскольку с соседями они не общаются, то не знают, какой уготовили им сюрприз. Правда, не дает мне покоя одна мысль: а если бы и знали, то пожалели бы жильцов? Отказались от своей безумной затеи? Боюсь, что нет. Слишком уж велик соблазн – личный комфорт. Здоровье чужих людей – не такое уж препятствие, чтобы не поступиться им.
По следам конан дойла
Ну, а мы-то сами, мы, жертвы, как реагируем на варварские действия наших милых соседей? Страдаем – это ясно. Но не возмущаемся. Даже если знаем, кто из них так невинно над нами подшутил. А узнать это, кстати, не так уж и сложно. Сверху, с крыши, в вентканал опускается гирька, и там, где она стукнет, там тот и перекрыт. Квартиру найти уже не сложно. Но, во-первых, сомневаюсь, чтобы кто-то устраивал такой сыск. А во-вторых, если даже устроит, все равно не пойдет скандалить с соседями. Удивительный феномен – наша бесконечная нетребовательность. Наше безразличие к качеству собственной жизни. «Травят? Ну и что? Главное – чтобы не заливали». А в результате мы вообще равнодушны ко всем безобразиям, которые происходят в нашем доме. Даже если они касаются лично нас.
Но представим невероятное: возмутились! Поскольку мы не знакомы с соседями (живем вместе десять лет, но, входя в лифт, осведомляемся: «Вам на какой этаж?»), то набираемся решимости и обращаемся в родную дирекцию, а наиболее продвинутые – даже в Мосжилинспекцию. Помогут ли они? Ведь есть положение (утвержденное Мосгордумой!), согласно которому все переделки в квартире осуществляются исключительно с разрешения межведомственной комиссии при районных управах. Значит, соседи поступили незаконно. Что им за это будет? До последнего времени, до вступления в силу нового Кодекса об административных правонарушениях (буквально – до сентября) Мосжилинспекция могла призвать к порядку только организации, то есть юридические лица. А владелец дома ДЕЗ? У него проблемы куда серьезнее. Где-то перенесли ванну, и тонна воды вдруг обрушилась на ни в чем не повинную нижнюю квартиру. Где-то снесли несущую стенку, и оттого возникла угроза безопасности проживания людей в доме вообще. Справиться бы с такими ситуациями, призвать к порядку таких злоумышленников – подобное и то удается не всегда. А запахи – что? Можно и потерпеть.
Я знаю только два примера, когда самоуправцы понесли наказание. Первый произошел на улице Паустовского, и был связан с кражей в квартире: воры унесли золотые украшения и похители изрядную сумму денег в валюте. Сама механика кражи достойна того, чтобы стать сюжетом детективного рассказа – это как раз тот особенно ценимый писателями-детективщиками случай, когда действие происходит в наглухо закрытой квартире. Не взломаны ни окна, ни двери, а между тем преступление совершено. Как проник преступник в квартиру? Вот и поломайте голову. У Конан Дойла (помните «Пеструю ленту»?) ответ дан: ядовитая змея попала в помещение через вентиляцию. Теперь такой рассказ вряд ли появился бы, ибо в кобрах и гадюках уже нет нужды. В современном вентиляционном канале могут свободно поместиться два человека. Кстати, двое было и в этом случае. Домушники забрались на чердак, сдвинули решетку над вентиляционной шахтой и на веревке спустились вниз. Конечно же, у них была информация, что короб в данной квартире выбит, и не исключается, что дала его та самая фирма, которая осуществляла переделку. И схалтурила, видимо, не зря: дыру над шахтой они просто забили фанерой. Что стоит оторвать ее? Через шахту похитители и проникли в квартиру.
Научит ли этот случай чему-нибудь любителей халявных метров? Боюсь, что нет. Газета, где я прочитал о нем, делает такое заключение: если уж вы решили перекрыть вентиляционный стояк, то дырку забивайте не фанерой, а приварите над ней металлическую решетку. Вывод напрашивается сам собой. Ограбление квартиры – преступление. А вандализм, от которого страдают десятки людей, это так, пустяки. Так что ломать короба можно и дальше. Только не забывать при этом о безопасности своего жилища.
Второй случай связан с судебным решением – жильцы подали в суд! Случилось это в доме одного жилтоварищества («Исток»), что находится в Батайском проезде. Переделки, о которых мы ведем речь, были чуть ли не в каждом подъезде, но возмутился один подъезд, его жильцы и обратились в Люблинский суд. При этом запаслись заключением МосжилНИИпроекта, зафиксировавшего неправовое действие людей, которые покусились на собственность соседей. Чем не мотив для иска? Ухудшение условий жизни в собственной квартире – это нарушение святого права собственности. Решение суда было строгим: восстановить канал (что, заметим, обойдется раз в пять дороже, чем его уничтожение), оплатить судебные издержки. Примеру этого подъезда последовали и другие, и суд также удовлетворил их иски. Дом (в буквальном смысле) вздохнул с облегчением.
Может, это пример для подражания? Тоже сомнительно. Ведь случай произошел в жилтовариществе, где люди заведомо больше сплочены, чем в муниципальных домах, сообща могут встать на свою защиту. Да и требовательнее к бытовому комфорту. Но товариществ у нас раз-два, да и обчелся. А в остальных домах действует все тот же непобедимый принцип нетребовательности и равнодушия.
Пора бы власть употребить
Вот когда пожалеешь, что законы у нас не работают. Законы, которые защищают нас от вандалов. А ведь они есть! В Жилищном кодексе существует положение об ответственности за «самовольное переоборудование и перепланировку жилых домов» и за «порчу жилых домов, жилых помещений» (ст. 154). При этом не имеет значения, муниципальной или собственной. Непозволительно корежить даже собственную квартиру: любая жилплощадь – социальная ценность! И если такое происходит, то предусмотрено наказание, вплоть до отчуждения жилой площади.
Применить бы эти нормы на практике. Но, увы, никаких подзаконных актов, никакого механизма их реализации нет. Впрочем, местные органы могут обратиться в суд, но этого не делается. Собственность у нас настолько священная, что ее обладателя не смеют тронуть, если он даже совершает «противоправные действия». Что же касается нанимателя… Беседовал я на эту тему в разных префектурах… Ответ один: «Да, знаем, есть такое положение, да где ж мы найдем жилплощадь? У нас и переселенческого фонда нет. Ввяжемся в это дело – себе же дороже обойдется».
А зря! Сомневаюсь, что не смогли бы найти какую-нибудь завалящую комнатенку за выездом… Переселение, что там говорить, морока. Но ведь достаточно наказать одного вандала (через суд, обязательно через суд!), вынести по этому поводу городское постановление, протрубить о нем в газетах – глядишь, другие испугаются, не решатся делать то, что другим во вред. А если смолчим, ничего не изменится. Не остановим квартирное варварство. Самоуправцы будут по-прежнему травить соседей. А мы будем им по-прежнему потакать.