08:05:58
22 ноября 2024 г.

Свет ночного сада

Уютный домCерыми в темноте становятся не только кошки. Самый изысканный ландшафтный дизайн с альпийскими горками, цветниками, прудами и арками теряет с приходом ночи свою индивидуальность. А так как владельцу усадьбы нечасто удается полюбоваться их красотой при свете солнца (работа есть работа), ночное освещение сада становится как никогда актуальным.

Однако речь вовсе не о том, чтобы включить прожектор помощнее. Наоборот, светом нужно лишь научиться «рисовать» во мраке ночи. И тогда вы не только перестанете спотыкаться, бродя на ощупь по собственному саду, а создадите ночной ландшафт, совершенно отличный от дневного, – таинственный и уютный одновременно.

Чтобы вписался в ландшафт

Садово-парковое освещение – материя пограничная, и специалистами в нем себя совершенно справедливо считают как ландшафтные дизайнеры, так и светотехники. Первых, прежде всего, интересует, насколько органично впишутся световые приборы – в общем-то, чужеродные в ландшафте предметы – в композиционное решение сада, его стилистическую ткань. Поэтому в первую очередь они обращают внимание на дизайн светильников. Так в саду, насыщенном декоративными элементами и садовой мебелью, применение замысловатых форм приведет к явной «перегрузке». Там, где картинка проста, необычные светильники сами могут стать украшением ландшафта.

Светотехников же в первую очередь волнует создание ночной картинки, выразительность световой сцены, а также вопросы, связанные с безопасностью. Но те и другие сходятся во мнении, что для создания успешного проекта освещения необходима совместная работа.

Сами попробуем?

В арсенале современной светотехники много разных светильников, и разобраться в особенностях каждого не так-то просто. Тем не менее, если вы решите самостоятельно поработать над проектом освещения своего участка или сада, даже некоторые «поверхностные» знания помогут избежать наиболее распространенных ошибок.

С учетом мрамора и снега

В основе правильно спроектированной системы освещения лежит композиционное решение. Дорожки – неотъемлемая и важнейшая его часть. Здесь важен ритм, задаваемый светильниками, и соблюдение баланса между освещением пешеходной части и других объектов ландшафта. Дорожка не должна быть чрезмерно яркой, отвлекающей внимание от других элементов световой композиции. Максимальные яркости «резервируются» для световых акцентов – подсветки деревьев, скульптур, фасада дома. При этом важно учесть и то, что разные материалы отражают свет по-разному. Лучше всего это делают белые окрашенные поверхности и снег. Немного меньше отражают свет мрамор и кирпич. Чуть похуже – бетон, растения, гранитное мощение и щебенка. Совсем слабо – стекло, асфальт и почва. К тому же нужно помнить, что важна не столько яркость, сколько равномерность освещения.

Столбики – болларды

Столбики или, как их еще называют специалисты, болларды дают схожую с классическими светильниками картину. Но когда в них используют специальные отражатели, перераспределяющие световой поток вниз, их характеристики существенно улучшаются.

Ретро остается в прошлом

Классические светильники, разного вида фонари на опорах, как правило, светят вбок и вдаль равномерно во все стороны. Но никак не вверх и не вниз, так как там находятся, соответственно, крышка и опора. В результате, дорожку они освещают плохо. Большая же часть света попадает на близлежащие кусты, стволы деревьев и даже стену гаража в двадцати метрах от дорожки. Использование более мощной лампы положение не спасет: увеличивается яркость, но качество освещения остается прежним. Даже замена прозрачных рассеивателей на матовые кардинально картинку не меняют: она остается такой же плоской.

Не ослепи!

Как минимум, в половине ландшафтных световых проектов встречается один существенный недостаток – ослепляющий эффект (прямые лучи от осветительных приборов бьют в глаза). Чтобы избежать этой неприятности, для освещения дорожек применяют светильники, дающие направленный вниз свет, или светильники отраженного света. А фонари и болларды выбирают с матовыми рассеивателями и защитными отражателями.

Из матового стекла

Если выбирать сферический светильник, помните, что прозрачный шар – не лучший вариант, так как источник света внутри сферы создает сильный ослепляющий эффект. А вот сферы из матового поликарбоната или полиметилметакрилата не выглядят слепящими точками, но, тем не менее, их высокая яркость существенно осложняет «строительство» световой сцены, за исключением тех случаев, когда они сами являются художественными элементами.

Встречающие гостей

«Индиректы» (indirect lighting) вошли в моду в последние несколько лет. Они способны равномерно осветить большие территории, при этом никого не ослепляя. И все благодаря тому, что источник света невидим. Свет от спрятанных в трубах-опорах ламп попадает на закрепленные над ними поверхности с высокой отражающей способностью, а оттуда на окружающие предметы. Для «задних аллей» частных садов эти светильники тяжеловаты, зато они идеальны для партерной части, освещения подъездных путей, спортивных и детских площадок.

«Крошки» для дорожки

Удивительно, но мало кому известно, что существуют светильники, предназначенные именно для подсветки дорожек. Они так и называются – pathlights. Пока эти светильники используются у нас довольно редко, хотя их характеристики идеальны для освещения тропинок. Лампа в них светит строго вниз, и поэтому никого не ослепляет. Крошечные светильники, использующие галогенные лампы, могут быть скрыты в придорожных кустах. В светильники побольше ставят компактные люминесцентные лампы.

Лампы-невидимки

Как бы красив ни был фонарь, в саду он все равно остается неким чужеродным элементом. Так что стремление к «свету без светильников» вполне понятно, и что самое интересное – не утопично. На помощь может прийти любой элемент ландшафта. Например, источник освещения дорожки, прилегающей к постройке, можно расположить на крыше или на стене строения. Прекрасные природные опоры для низковольтных «галогенок» – сосны (к ним, кстати, можно без вреда прикручивать шурупы – «карманы» со смолой защитят дерево). Счастливые обладатели «гористых» участков могут встроить светильники в подпорные стенки.

А под ногами – Млечный путь

За светодиодными светильниками – будущее в освещении садов: они компактны, герметичны и имеют огромный срок службы до 100 000 часов (более 10 лет). Цветные светодиоды дизайнеры используют для создания сюрреалистических пейзажей, в стиле марсианских фантазий художников докосмической эры. Их также можно применять для «цветового зонирования»: например, синими «маркерами» обозначить пешеходные дорожки, а желтыми – подъездные пути.

В современном ландшафтном светодизайне так же успешно применяют волоконную оптику. Уникальные свойства оптоволокна, которое является не источником света, а всего лишь светопроводящей средой, позволяют решить множество задач. Например, при подсветке прудов и фонтанов появляется возможность совершенно исключить контакт токоведущих частей с водой. А при использовании оптоволокна для украшения клумб и цветников не выделяется тепло, избыток которого вреден для растений.

При сочетании светодиодов с оптоволокном можно получить самые потрясающие эффекты. Например, легко превратить мраморную и гранитную крошку, часто используемую для оформления цветников, в бриллиантовые россыпи, а мощеную дорожку в «Млечный путь». Светодиодный светильник, который питается от сети переменного тока, напряжением в 12В закапывают в грунт. Свет попадает в оптоволоконный кабель, состоящий из полимерных оптических волокон, каждое из которых заканчивается оптической насадкой. Днем насадки практически незаметны. Чудесное превращение происходит ночью: свечение сотен кристаллов создает удивительную световую картину.

16 миллионов цветов из трех

Наравне с белыми светодиодами в освещении применяются системы, основанные на смешении цветов – принципе, давно использующемся в полиграфии и телевидении. Управляя светильником с тремя светодиодными каналами – красным, зеленым, синим, можно получить любой из 16 миллионов цветов, включая белый. Светодиодные цветодинамические системы, легко программируемые с пульта или с персонального компьютера, уже применяются в ландшафтном освещении. Их возможности здесь ограничены только вкусом дизайнера и бюджетом заказчика.

Проверьте у лампы температуру

При выборе лампы не забудьте обратить внимание на такой параметр, как цветовая температура (Tц). Изумрудную зелень растений подчеркнут «холодные» компактные люминесцентные лампы с цветовой температурой 4 000 К, нейтрально-белые металлогалогенные лампы с цветовой температурой 4 300 К, а также галогенные лампы с цветовой температурой 4 200 К. Теплые акценты для дорожек, камней и беседок создадут галогенные, натриевые лампы и лампы накаливания с цветовой температурой от 2 400 до 3 000 К.

Юрий Медведев, Елена Слуцкая

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация